Номер повышенной комфортности
Депутаты просят проверить, вправе ли такси с желтыми госзнаками выезжать на выделенную полосу
Госдума инициировала проверку законности работы такси в Москве, обратившись в МВД и Генпрокуратуру. Депутаты обратили внимание на то, что столичные власти разрешают выезжать на выделенные полосы официальным такси только с желтыми номерами, хотя в правилах дорожного движения (ПДД) такого рода ограничения нет. Эксперты считают, что желтые номера — это дополнительный фильтр, отсеивающий недобросовестных перевозчиков.
Напомним, что в 2012 году таксистов обязали получать лицензии на работу у местных властей, использовать «шашечки» на кузове и специальный фонарь на крыше. Взамен им предоставили ряд преимуществ, включая доступ на выделенные полосы для общественного транспорта. При этом столичные власти решили пустить на «выделенки» не все такси, а только машины с желтыми номерами, юридически это никак не закрепив.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков написал письмо генеральному прокурору Юрию Чайке (есть в распоряжении “Ъ”). Смысл его сводится к тому, что действующие в Москве ограничения противоречат федеральным ПДД: доступ на «выделенки» должен быть у всех легальных таксистов (с разрешениями) независимо от вида номера. Запрос был также направлен в МВД РФ, которое провело проверку. Выяснилось, что в Москве действует многоступенчатая система контроля выезда на «выделенку». Помимо разметки и знаков над полосами висят еще и «кирпичи»: если туда заезжает автомобиль без лицензии, то владельцу приходит штраф 3 тыс. руб., если заезжает такси без желтых номеров, то приходит штраф 500 руб. Фотографии машин такси с желтыми номерами автоматически отсеиваются как бракованные, им штрафы вообще не приходят, выяснили полицейские. По данным “Ъ”, главе столичной полиции Анатолию Якунину МВД РФ уже поручило проверку по этим фактам. И. о. прокурора Москвы Максим Тарасов в ответе господину Лысакову подтвердил, что водитель такси должен платить штраф за выезд под «кирпич» независимо от типа номера.
В пресс-службе столичной полиции на запрос “Ъ” вчера не ответили. В департаменте транспорта Москвы на вопрос о преимуществах желтых номеров также не ответили, но заявили, что главная задача ведомства «обеспечить пассажиров высоким качеством услуг в сфере таксомоторных перевозок».
Мнения экспертов разделились. Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников претензии Вячеслава Лысакова поддержал. «Желтые номера раньше устанавливались вообще добровольно, теперь таксистов фактически вынуждают это делать, создавая им проблемы на ровном месте,— говорит он.— По федеральному законодательству субъект федерации может установить в регионе только цветовую гамму для такси, остальные ограничения — это самодеятельность и трактовка ПДД». Председатель транспортного комитета Торгово-промышленной палаты Москвы Богдан Коношенко считает, что господин Лысаков пытается лишить таксистов существующих преференций. Если перестать пускать машины с желтыми номерами на «выделенки», то часть рынка, по его мнению, «уйдет в тень, а часть граждан откажется от услуг такси». Гендиректор ООО «Новая транспортная компания» Феликс Маргарян («Новое желтое такси») считает введенные московскими властями ограничения оправданными. По его словам, сегодня для получения лицензии нужно предоставить лишь минимальный набор документов, а автомобиль никто не проверяет. «Фактически можно оформить свою машину как якобы такси, а на самом деле пользоваться “выделенкой”, чтобы ездить по своим делам»,— пояснил он “Ъ”. А вот для получения желтого номера нужно обратиться в ГИБДД, говорит господин Маргарян, где инспекторы осмотрят автомобиль, проверив наличие шашечного пояса и фонаря. Фактически, говорит он, желтый номер создает еще один фильтр после получения лицензии, позволяющий отсеять недобросовестных таксистов от легальных.