Одной велодорожкой

В Екатеринбурге насчитывается около 60 тысяч велосипедистов. Приверженцы этого вида транспорта утверждают, что для города-миллионника их могло бы быть больше, однако рост сдерживает отсутствие инфраструктуры. Городские власти обещают оборудовать велодорожки на всех новых и реконструируемых улицах города. Однако пока их не более 20 км. Активисты утверждают, что практически все пешеходные зоны можно оборудовать для нужд велосипедистов. Проект оценивается в 15 млн рублей.

Активисты готовы вложить свои деньги в организацию велосипедной инфраструктуры в Екатеринбурге

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Ежегодно количество велосипедистов в Екатеринбурге увеличивается вдвое. По подсчетам межрегиональной общественной организации «Вело-Город», сейчас в столице Урала около 60 тыс. велосипедистов. «Конечно, далеко не все используют велосипед как основное средство передвижения. В основном горожане передвигаются на велосипедах для отдыха и развлечений. Главным сдерживающим фактором, не позволяющим сделать велосипед транспортным средством широкого распространения, является отсутствие инфраструктуры», — говорит председатель «Вело-Города» Константин Мочалов. По его словам, год назад был принят федеральный закон, который ввел стандарты на новые велодорожки. В соответствии с этими стандартами организация провела измерения пешеходных зон и выяснила, что практически везде возможно организовать велодорожки. «В среднем, ширина тротуаров около 4 метров, для организации двустороннего велодвижения необходимо 1,5 метра. То есть, практически везде в городе можно нанести разметку, поставить пандусы, знаки и дать велосипедистам возможность свободно передвигаться по городу», — объясняет он. Весь проект, господин Мочалов, оценивает в 10–15 млн рублей. «Но это без учета затрат, которые будут в результате изменения генплана. Власти утверждают, что как раз это и будет основной статьей расходов при реализации проекта. Тем не менее, мы передали свое предложение в администрацию города и ждем ответа», — говорит он. Константин Мочалов не исключает, что к проекту можно привлечь и частных инвесторов, а часть суммы готова передать сама организация.

Пока же, замечают в организации, в городе инфраструктура для велосипедистов фактически отсутствует. Хотя власти рапортуют о более 20 км специальных дорожек и утверждают, что все новые и реконструируемые дороги будут приспособлены для велосипедистов. На сегодняшний день, как правило, обязанности по созданию инфраструктуры ложатся на девелоперов, которые реализуют жилые и коммерческие проекты в разных районах города. Наиболее связная сеть велодорожек организована рядом с Южным автовокзалом. Кроме этого, в Екатеринбурге уже утвержден крупный проект веломаршрута «Академический», разработанный с участием общественности и реализованный девелопером микрорайона. В центре города этим летом велодорожка была открыта на улице 8 Марта возле дендрария. Реализовало проект Общество «Малышева-73», которое сейчас ведет строительство новой очереди ТРЦ «Гринвич», расположенного напротив. «Медленно, но работа ведется. Хотя, у существующих дорожек не очень удачное исполнение, например, они упираются в бордюры, посреди них стоят знаки. Но это все нарабатывается с опытом. Главное, этот процесс запустить», — говорит Константин Мочалов. Аналогичная ситуация складывается с велопарковками. Их установкой занимаются собственники торговых и бизнес-центров, гостиниц и банков.

Еще одна организация - «Фонд содействия развитию городов» (Город.PRO) - в начале 2015 года также заявила о создании комплексного плана развития велоинфраструктуры в Екатеринбурге – Веломастерплан. Первоначально, фонд планировал собрать порядка 1,1 млн рублей, это позволило бы создать долгосрочный план развития инфраструктуры. В этот план изначально планировалось включить мониторинг велотрафика в городе, разработать методические указания по строительству велодорожек, по установке кратко- и долговременных парковок. Однако Город.PRO получил пожертвования менее чем на 50% от необходимой суммы. «Удалось собрать 450 тыс. рублей, на эти средства мы создадим базовые документы. Комплексный план пока что подождет», — пояснил архитектор-убранист и один из авторов проекта Владимир Злоказов.

Так, к началу 2016 году фонд собирается выпустить два проекта – перспективную схему велодорожек и план основных маршрутов. Первый документ будет представлять собой рекомендации для застройщиков и для комитета по благоустройству горадминистрации. Таким образом, при строительстве новых зданий мэрия может обратить внимание на рекомендации Город.PRO во время формирования техусловий для застройщиков. Впрочем, фонд не намерен ограничиваться только экспертной оценкой: авторы схема рассчитывают добиться ее включения в генеральный план развития Екатеринбурга, однако на это может потребоваться несколько месяцев в случае, если развитие инфраструктуры будет обсуждаться на публичных слушаниях. Что касается второго документа – плана основных веломаршрутов, он может понадобиться в случае, если город решит выделить средства из казны на целевое финансирования инфраструктуры.

В целом, по оценкам господина Злоказова, Екатеринбургу требуется около 200 км велодорожек против сегодняшних 22 км. Это позволило бы создать базовую сеть, чтобы велосипедист мог по выделенной линии попасть в любую часть города. Сколько средств на это понадобится, архитектор затруднился сообщить. «Финансирование велодорожек является комплексным, потому что включает в себя не только сам маршрут, но реконструкцию тротуара, уличное освещение и другие требования по благоустройству. Например, маршрут «Академический» протяженностью 4,5 км оценен в 200 млн рублей. Если бы речь шла только о дорожке, конечно, это было бы слишком дорого. Но так как это комплекс требований, то это не такая уж большая сумма», —пояснил он. Напомним, маршрут «Академический» был объявлен в 2014 году, линия должна Академический и Юго-Западный районы с центром города. Предполагается, что маршрут будет проходить по улицам Серафимы Дерябиной, Академика Бардина, Ясной до границы центра — Большакова — Московской. Однако из-за отсутствия бюджетных средств проект сейчас остановился на стадии госэкспертизы.

В целом же, Екатеринбург сегодня является одним из ведущих городов по уровню развития велодвижения, считает господин Злоказов. «Сейчас велодорожки запланированы на нескольких строящихся и реконструируемых линиях. Например, появится линия в 1,5 км на улице Авиационной — от улицы Московской до Степана Разина, также на улице Рощинской на Уктусе. «Уральская горно-металлургическая компания» планируется создать велодорожки во время строительства микрорайона в северной части Уралмаша. Речь идет о застройки между Верхней Пышмой и Екатеринбургом», — пояснил урбанист. В Свердловской области помимо регионального центра нет других хороших примеров по развитию инфраструктуры. «Еще в Москве идет строительстве велодорожек, однако там линии создают разного качества», — пояснил господин Злоказов.

Архитектор резюмировал, что улицы уральской столицы комплексно не отвечают требованиям — и по велосипедным проектам, и по парковочным местам, и по качеству тротуара. «Проекты достаточно дорогостоящие. Те средства, что остаются в городском бюджете, пока что удается направить только на ремонт дорожного полотна», —сообщил он.

В других свердловских муниципалитетах ситуация с велосипедной инфраструктурой мало чем отличается от Екатеринбурга. Часто к решению проблемы также подключается бизнес. Так, компания «УГМК-Телеком» установила более 200 велопарковок в городах присутствия «УГМК-Холдинга». Этот социальный проект компания реализует на протяжении трех лет. Велопарковки, в частности, уже открыты в Верхней Пышме, Серове, Краснотурьинске, Красноуральске, Рубцовске, Кемерово. Этим летом список из десятка уральских и алтайских городов пополнили Реж и Среднеуральск. Дополнительные парковки появились также в Верхней Пышме и готовятся к установке в Серове и Краснотурьинске. «Велопарковки пользуются спросом, с каждым годом мы видим положительную динамику по их использованию. Если в первый год двухколесный транспорт можно было увидеть только у магазинов и фитнес-центров, то сегодня можно говорить уже о велокультуре и повсеместной парковке возле школ, больниц, банков. Поэтому в этом году мы увеличили количество парковочных мест по сравнению с прошлым годом практически в два раза», — отмечает генеральный директор ООО «УГМК-Телеком» Владимир Ланских.

Компания также вышла на связь с велосипедистами, и на городских форумах обсуждала функциональность конструкций, осуществляя обратную связь и учитывая пожелания тех, кто пользуется парковками. Проанализировав собранные мнения, специалисты внесли изменения в конструкцию. «Мы попробовали более удобный вариант для установки велосипедов, так как велосипеды разные и не все входят в рейки, а если рейки сделать слишком широкими, то уже не устоит велосипед. Поэтому решили выбрать «золотую середину» и сделать оптимальную ширину. Кроме того, поскольку мы каждый год ухаживали за этими конструкциями, подкрашивали их и ремонтировали, решили их оцинковать, чтобы оптимизировать свои затраты», — рассказывает руководитель проектов «УГМК-Телеком» Елена Крылова. Запущенный проект компания планирует продолжать и дальше, и в следующем году обещает увеличить список городов, где также появятся парковки для любителей велосипедов.

Елизавета Василькова, Мария Полоус

Вся лента