Родина керамики

Справка

Древнейшие в мире керамические изделия были созданы на Японском архипелаге 13 тысяч лет назад. С тех пор японцы достигли в этом деле виртуозного мастерства

То, что Япония — родина керамики, доказали археологические раскопки на острове Кюсю в 1960-е годы. Тогда и были найдены обломки глиняных сосудов, созданные, как показал радиоуглеродный анализ, около 13 тысяч лет назад. Несмотря на примитивность изготовления (неочищенная глина, ручная лепка, обжиг на открытом костре), эта керамика уже имела декор (например, отпечатки мелких моллюсков).

Период от 10 до 2,5 тысячи лет до нашей эры в японской истории называется Дземон (от слова "дзе" — веревка) в связи с возникновением дземонской керамики, украшенной оттисками веревки или шнура. В это время появляются изделия новых форм (помимо простых сосудов в виде цилиндров и перевернутых конусов) — кувшины, вазы, чаши с поддоном-ножкой, создаются керамические украшения и фигурки ("догу"). Используются налепные детали и охра для окрашивания глины в красный цвет.

Позже (с 3-го тысячелетия до нашей эры) японские гончары начинают применять простейшие вращающиеся устройства для формовки сосудов — прообразы гончарного круга. Керамические изделия приобретают более тонкие стенки и становятся разнообразнее — это кувшины с ручками и узким высоким горлом, кубки, бутыли, плоские тарелки. Вместо прежней пышности декора с тех пор ценится изящество и простота орнаментов. Керамика получает различное назначение: от кухонной и столовой посуды, тары до ритуальных скульптур и гробов (в виде керамических контейнеров яйцевидной формы, состоящих из двух плотно прилегающих половин).

В следующий период истории японской керамики (VII-XV века нашей эры), несмотря на развитие техники, в цене изделия ручной лепки. Мастера экспериментируют с текстурой и цветами, разработана технология трехцветной глазури (бело-желто-зеленой), которая, впрочем, не стала популярной. Наибольший интерес привлекла керамика с пепловой глазурью — неровной, полупрозрачной, зеленоватого оттенка (она получалась в результате попадания пепла на глиняную поверхность при обжиге). Керамическая посуда разделилась на будничную и праздничную, для простолюдинов и зажиточных японцев (глазурированная, от известных мастеров).

Художественные каноны японской керамики (прежде всего естественность) сформировались к XIII-XIV векам. Наиболее точно они выразились в особенном направлении искусства керамики, которое выделилось в это же время,— в изготовлении чашек для чайной церемонии. Наибольшую известность получил "Раку" — тип керамики, созданный в XVI веке выдающимся мастером Тедзиро. Именно на XVI-XVII века приходится расцвет керамики Японии, когда гончары гармонично сочетали все лучшее, что изобрели их предшественники: ручная формовка, пепловая глазурь, классическая цветовая гамма — черная и красная. Кроме того, была технически усовершенствована процедура обжига изделий: они стали намного прочнее. Меж тем следование традициям не отменяло творческие поиски. Например, изделия перед обжигом стали обвязывать веревкой из рисовой соломы или посыпать сосновыми иглами, после того, как они сгорали, на поверхности оставались их отпечатки. В XVII веке японцы освоили изготовление новых видов керамики — фаянса и фарфора. Керамическое производство в стране с тех пор не претерпело кардинальных перемен, по-прежнему главное — соблюдение канонов. Для Японии керамика — одна из важных отраслей, а для японцев — часть повседневной жизни вместе с керамическими мисками для риса, подставками для палочек и чайными чашками.

Вся лента