«"Газпром" серьезно намерен увеличить долю на спотовом рынке Европы»
Эксперты: монополии придется поменять принципы ценообразования
В ближайшие годы «Газпрому» придется менять подход к ценам для Европы. Иначе российская монополия не сможет сохранить свои позиции на газовом рынке региона. К таким выводам пришли в Институте энергетики Высшей школы экономики и Институте энергетических исследований РАН. По оценкам экспертов, к 2025 году в Европе будет снижаться потребление газа. Переизбыток предложения приведет к снижению цен в среднем на 30%. В этом случае «Газпрому» придется постепенно смягчать для клиентов обязательство «бери или плати». Также компания будет вынуждена увеличивать спотовую индексацию цен. Российский производитель уже сейчас идет на уступки клиентам, пояснил один из авторов исследования, заместитель заведующего центром развития энергетических рынков Высшей школы экономики Вячеслав Кулагин.
«Если устойчиво у нас десятилетиями рос спрос, то в последние где-то пять-десять лет мы наблюдаем сильное падение. На этом фоне сложился сильный переизбыток газа. Причем переизбыток такой, что превысил минимальные контрактные обязательства по договорам. Сильно обвалилась спотовая цена, естественно, потребители недовольны. И, в общем-то, европейские компании, особенно норвежские, нидерландские быстро пошли на то, чтобы пересмотреть свои договора и практически полностью перейти на спотовую индексацию. А вот "Газпрому" пришлось 65 раз пересматривать свои контракты. "Газпром" мог бы продать газ куда дороже. Но здесь были проблемы с потребителями», — рассказал «Коммерсантъ FM» Кулагин.
В 2012 году «Газпром» продал 180 млрд кубометров сырья по долгосрочным контрактам. Из них 120 млрд по принципу «бери или плати». Но уже к 2025-му году ситуация изменится. Эксперты ожидают, что поставки по договорам сократятся до 120 млрд кубометров. При этом только 80 млрд европейские потребители закупят с предоплатой. Чтобы увеличивать продажи, «Газпрому» действительно придется развивать другие способы реализации топлива, особенно в северных проектах. Так считает партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
«Я не думаю, что полностью исчезнут долгосрочные контракты, привязанные к нефтепродуктам, но процент по спотовым продажам будет становиться все больше и больше, особенно в северо-западной Европе. По контрактам могут быть большие сомнения для "Северного потока-2", проект может иметь шансы на осуществление поскольку "Газпром" серьезно намерен увеличить свою долю на спотовом рынке Европы», — отмечает Крутихин.
Впрочем, «Газпром» в любом случае сможет сохранить свою долю на европейском рынке, уверен заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
«Опасения, прежде всего, связаны с состоянием европейского рынка газа. Там ведется противоречивая энергетическая политика с явным креном к дискриминации газа как топлива, на газовых игроков оказывается очень серьезное и немотивированное рынком давление. Это главный вызов и главная проблема. Вообще, тенденции последних лет свидетельствуют о том, что "Газпром " не просто не терял долю рынка — он ее наращивал. И эту долю он будет поддерживать, несмотря на то, что тяжелый рынок просто потому, что другие источники поставок находятся в еще более проблемном поле», — уверен Гривач.
В сентябре «Газпром» провел первый аукцион на поставки газа по «Северному потоку» по спотовым контрактам. Тогда было продано чуть более 1 млн кубометров сырья. В концерне заявили, что в ближайшие два года с помощью этого механизма будут реализовывать до 10% от общего экспорта.