Пригород все глубже заезжает в бюджет
Правительство определилось с субсидиями на электрички
Минтранс согласовал с основными министерствами продление на 2016 год льготного инфраструктурного тарифа для пригородных пассажирских компаний, на это потребуется 37,1 млрд руб. бюджетных субсидий. Сумма заметно выросла (ранее на это требовалось 25 млрд руб. в год). В начале года правительство предприняло попытку уменьшить долю федерального бюджета в субсидировании электричек, но это лишь спровоцировало дальнейшую отмену поездов и привело к резкой критике со стороны президента. По мнению экспертов, в региональных бюджетах на субсидии и сейчас нет средств.
Минтранс согласовал с Федеральной антимонопольной службой и Минэкономики проект поправок к постановлению правительства, продлевающих на 2016 год скидку в размере 99% к инфраструктурному тарифу в пригородном железнодорожном сообщении. 11 сентября поправки были направлены в Минэкономики и Минфин. В Минэкономики "Ъ" подтвердили, что согласовали проект, в Минтрансе сообщили, что официальное согласование пока не поступало. В Минфине на запрос "Ъ" традиционно не ответили.
Инфраструктурный тариф платится за пользование путями и другим имуществом ОАО РЖД, но пригородным пассажирским компаниям (ППК; СП монополии и регионов) уже несколько лет дается скидка. Ее ежегодный объем оценивался в 25 млрд руб., но на 2016 год сумма вырастет до 37,1 млрд руб., сообщается в проекте поправок. Эту сумму ОАО РЖД получает как отдельную субсидию из федерального бюджета. Ранее глава Минтранса Максим Соколов признавал, что субсидии придется увеличить.
Назначение льготы — снять часть нагрузки с региональных бюджетов, отвечающих за покрытие убытков ППК, так как пригородные тарифы, как правило, не покрывают себестоимости перевозок. Скидку за пользование инфраструктурой снижали лишь однажды — в начале 2015 года тариф был увеличен до 25%. Тогда правительство пыталось сформировать более экономически обоснованную систему в пригородных перевозках и, в частности, перенести часть субсидий на региональные бюджеты (они должны были заказывать необходимый объем перевозок и покрывать убытки ППК). Но реформа вылилась в отмену электричек, что в феврале спровоцировало критику ОАО РЖД со стороны Владимира Путина. Президент требовал вернуть электрички, что и было сделано, но проблема их оплаты регионами не была решена.
Сейчас ситуация с пригородным сообщением обстоит по-разному. В Краснодарском крае электрички не отменяли, в компании "Кубань Экспресс-Пригород" "Ъ" сообщили, что расходы ППК регион компенсирует. В Ульяновской области администрация не смогла договориться о компенсации с Башкортостанской пригородной пассажирской компанией и в конце 2014 года отказалась от 7 из 15 маршрутов, заменив их автобусами. Как пояснил "Ъ" директор департамента транспорта правительства области Олег Заварзин, часть маршрутов восстановлена, теперь их одиннадцать. В Северо-Западной пригородной пассажирской компании "Ъ" пояснили, что число маршрутов было возвращено к уровню 2014 года, были дозаказаны маршруты в Карелии и Ленинградской области.
Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что в 2016 году денег в региональных бюджетах будет, видимо, еще меньше, чем в 2015 году, поэтому дефицит средств для оплаты услуг ППК сохранится. Все ППК, кроме Центральной, убыточны, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, основная проблема в том, что пассажиропоток падает быстрее, чем расходы (они неэластичны: затраты на ремонт считаются по себестоимости содержания ремонтного депо ОАО РЖД, не меняясь с падением числа электричек). Пока не изменен механизм формирования затрат ППК, для регионов выполнение своих обязательств как акционеров компаний и заказчиков перевозок никогда не будет в приоритете, говорит эксперт.