«Запад решил изменить свою тактику на Ближнем Востоке»

Специальный репортаж Юрия Мацарского

Ангела Меркель предложила привлечь Башара Асада к переговорам по Сирии. Такое заявление канцлер Германии сделала в ходе выступления на саммите ЕС. Предложение Ангелы Меркель свидетельствует о существенном изменении позиции Запада. Так считает политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Юрий Мацарский.

Фото: SANA/Handout via Reuters ATTENTION EDITORS - THIS PICTURE WAS PROVIDED BY A THIRD PARTY. REUTERS IS UNABLE TO INDEPENDEN, Reuters

Немецкий канцлер указала на правительство Башара Асада как на одну из сил, наравне с Саудовской Аравией, Ираном, США и Россией, без участия которой не остановить идущую уже более четырех лет войну в Сирии. Все эти годы с подобными заявлениями выступали российское и иранское внешнеполитические ведомства и первые лица, подчеркивая, что именно подконтрольная Асаду армия — единственная сила, способная остановить продвижение экстремистов сначала из близких «Аль-Каиде» организаций, а потом и «Исламского государства» (обе группировки запрещены в России). Однако до недавнего времени Европа отказывалась от любого рода официальных контактов с сирийским президентом, обвиняя его в нарушении прав человека, пытках и казнях участников антиправительственных выступлений. И еще считанные недели назад необходимым условием мира в Сирии европейцы называли не переговоры с Башаром Асадом, а его отставку. Столкнувшись с неожиданной устойчивостью сирийского режима и все шире распространяющимся конфликтом, Запад решил изменить свою тактику на Ближнем Востоке, говорит старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский.

«Тупик, в который забрела европейская и американская политика по поводу Сирии, начинает для них становиться ясным. Ясно, что выхода нет, ясно, что примененные до этого методы и уже годовая бомбардировка ИГ ничего не дает, что работать надо на земле. Для этого нужны соответствующие вооруженные силы, посылать американские войска Обама, естественно, не решится. Не удалось справиться с Асадом. Как-то разруливать ситуацию надо, потому что в противном случае Европу захлестнет не какие-нибудь там 300 тыс. беженцев, а миллионы и миллионы», — опасается Надеин-Раевский.

По его словам, за годы войны Запад оборвал все связи с Дамаском и потому вынужден будет координировать мирный процесс через посредничество Москвы. Таким образом, считает эксперт, заявление Меркель — хороший сигнал не только для Сирии, но и для России, отношения которой с западными странами сейчас переживают не лучшие времена.

Переговоры и консультации в рамках мирного процесса скорее всего будут проходить с участием целого ряда государств, говорит доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ланко. По его словам, широкий круг участников во многом способствовал успеху переговоров, например, по иранской ядерной проблеме. Только в случае с Сирией придется не обсуждать сокращение запасов урана или заморозку строительства реакторов, а решать, как совместными усилиями бороться с все более пугающей проблемой исламизма.

«Вполне очевидно, что в этом формате в любом случае будет включена Россия, и если удастся наладить диалог по политическому регулированию в той части Сирии, которая не контролируется "Исламским государством", то, вне всякого сомнения, это будет способствовать борьбе собственно с "Исламским государством", потому что это действительно угроза, это угроза для всех — и для Германии, и для России, и для Соединенных Штатов Америки, и для самой Сирии в первую очередь. Собственно, и Россия активизировала свою политику на сирийском направлении в последний месяц именно потому, что угроза действительно существенная», — считает Ланко.

Заявления Меркель, даже если за ним последуют консультации Берлина с Москвой или Дамаском, — еще не прорыв в решении сирийской проблемы. Очень многое тут зависит от позиции США, возглавляющих коалицию сил, ведущих обстрелы с воздуха «Исламского государства». Неделю назад Белый дом отказался даже обсуждать предложение России возобновить сотрудничество с Башаром Асадом ради победы над экстремистами. Но невозможность победить халифат без консолидации всех враждебных ему сил вскоре станет очевидна и в Вашингтоне, говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. Тем более что администрация уходящего уже через считанные месяцы президента Барака Обамы, возможно, захочет сохранить за ним имидж миротворца.

«Халифат — ужасная объективная реальность, которая, к сожалению, присутствует, но время еще есть, и если действительно Обама решит, что ему нужен еще один дипломатический успех, как это было с иранской ядерной сделкой и с химическим разоружением Сирии ранее, для того, чтобы как-то завершить свою карьеру на втором сроке президентства, то тогда дело политического урегулирования продвинется, будет реальная перспектива заключить какое-то политическое соглашение», — пояснил Сотников «Коммерсантъ FM».

Для победы над «Исламским государством» сирийским властям и оппозиции придется забыть о вражде и выступить уже единым фронтом. И главной задачей любых переговоров станет именно формат сотрудничества тех, кто сегодня еще находится по разные стороны фронта.

Вся лента