Турист на распутье
Россияне стали меньше путешествовать: этим летом примерно 15% соотечественников отказались от своих отпускных планов и никуда не поехали. Отправляться за рубеж стало значительно дороже, а полноценному развитию внутреннего туризма мешают отсутствие инфраструктуры и низкий уровень сервиса.
По данным Ростуризма, число выезжающих за рубеж российских туристов в первом квартале 2015 года сократилось на 40% (до 1,9 млн человек) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В двадцатке самых популярных запросов по поиску билетов по всему миру на Aviasales.ru из заграничных направлений прошлым летом были Барселона, Ереван и черногорский Тиват. Этим же летом в такую же двадцатку вошли только два заграничных города, причем оба из ближнего зарубежья — Кишинев и Ереван. Больше всего за год потерял по количеству запросов маршрут Москва — Римини: почти 49%.
По статистике Onlinetours.ru, 32% отправившихся отдыхать за границу россиян этим летом побывали в Турции, 19% — в Египте, в Греции — 12%.
Отдыху внутри страны мешает соотношение цены и качества, поэтому россияне предпочитают выбирать более дешевые варианты, но все же за рубежом, несмотря на рост курса валют. Ради этого туристы готовы выбирать более экономные направления, низкую категорию отеля или сокращать количество дней отдыха, поясняет партнер Hospitality Income Consulting Наталия Розенблюм.
В сегменте заграничных авиаперевозок на Туту.ру этим летом лидировали Тиват, Барселона, Тель-Авив, Бургас, Прага, Анталья, Стамбул, Париж, Берлин и Вена. По сравнению с прошлым сезоном, в этом году доля авиабилетов в страны дальнего зарубежья по отношению ко всем купленным авиабилетам на сайте сократилась на 2% в пользу внутренних перелетов.
В ближнее зарубежье этим летом чаще всего россияне покупали билеты из Москвы в Кишинев, Киев, Минск, Одессу и Ереван. Из выездных направлений открытием сезона стали Армения и Грузия — они частично заменили любителям отдыха в горах европейские Альпы, поясняет директор по развитию бизнеса Groupon Russia Дмитрий Малянов.
Отечественные варианты
В Aviasales.ru подсчитали: этим летом доля поисков билетов по России выросла до 65%, прибавив 15% год к году. В то же время по итогам летнего сезона спрос на внутренние направления оказался ниже ожиданий туроператоров: после августовского падения рубля продажи туров по стране упали на 18%.
По оценке Дмитрия Малянова, спрос россиян на поездки в Европу сократился по сравнению с прошлым годом в два раза, а на путешествия по России — вырос в полтора раза.
Основные внутренние туристические потоки этого сезона распределились между Черноморским побережьем, Крымом и загородным отдыхом вблизи мегаполисов. В Подмосковье растет спрос на комплексные предложения на четыре-пять ночей, в Карелию, Башкирию и на Байкал едут любители активных видов отдыха.
Директор алтайского экокурорта "Марьин остров" Никита Марьин рассказывает, что традиционно в этот регион едут отдыхать сибиряки — для них это недалеко и недорого. Но из-за падения курса рубля вырос интерес к курорту и у гостей из Германии, Северной Америки, Польши. "В последнее время к нам очень активно стали приезжать москвичи. Это объяснимо: визы не нужны, есть регулярные авиарейсы, отсутствует акклиматизация, даже за одну неделю можно кардинально восстановить энергетику и поправить здоровье", — перечисляет господин Марьин.
А в санатории Plaza Spa Hotels в Кисловодске и Железноводске чаще всего приезжают жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Краснодарского края, Ростовской области и Сибири. "Многие туристы остаются в России, боясь столкнуться с языковым барьером и незнакомыми культурными традициями", — поясняет гендиректор Plaza Spa Hotels Марина Бабиченко.
Патриотизм как стимулятор
Отдых в Крыму — это особенный тренд в отечественном туризме, связанный в первую очередь с медийностью полуострова и растущим государственным уклоном в патриотизм. Подводя итоги лета-2015, менеджер по маркетингу алуштинского курортного комплекса Golden Елена Шпакова говорит, что показатели июня находились на уровне прошлого года, а июль и август показали прирост туристов в Крыму почти на 25%.
"В этом году было много туристов, люди увидели потрясающую природу, замечательные памятники истории и архитектуры и... неразвитую инфраструктуру. В этом году стало больше отелей, которые предлагают более высокий уровень услуг и сервиса, но этого все же недостаточно: большинство санаториев нуждается в капитальных ремонтах и оснащении оборудованием, в квалифицированном персонале и грамотных менеджерах. Очень много санаторно-курортных учреждений, в которых еще с советских времен ничего не изменилось и где вас с порога встречает бабушка-вахтерша, недовольная, что вы ее оторвали от просмотра сериала", — признает госпожа Шпакова.
По ее словам, главным вопросом для Крыма как туристического центра остается транспортная доступность. "Пока не построят мост, не наладится нормальная работа железной дороги, ожидать значительного увеличения количества туристов не приходится, аэропорт физически не справится", — уверена эксперт.
На популярность Крыма существенно влияет непредсказуемость дорожной ситуации, согласен Дмитрий Малянов. "Вероятность застрять на Керченской переправе останавливает путешественников из центральных регионов. Поэтому большую часть предложений покупают наши подписчики в Южном федеральном округе, которые предпочитают путешествовать на автомобиле", — говорит господин Малянов.
В плане инфраструктуры Крыму сложно конкурировать с Сочи, в развитие которого во время подготовки к Олимпиаде были вложены значительные средства. Благодаря этому спортивному событию город получил немалое маркетинговое продвижение, в том числе и патриотического характера.
В этом году горный курорт "Роза Хутор", где и располагалась олимпийская деревня, сделал акцент на новом для российского туриста направлении — активном отдыхе в горах. В летнем сезоне курорт принимал до 10 тыс. гостей ежедневно, что сопоставимо с зимними показателями. По мнению Ольги Филипенковой, директора по маркетингу и продажам "Розы Хутор", в ближайший год крупные туроператоры продолжат развивать массовые внутренние направления в Сочи и Крым.
Детского отдыха в лагерях также коснулась пророссийская тенденция: по данным генерального директора Incamp.ru Елены Рыженковой, в 2014 году 5% родителей отправляли через сайт своих отпрысков в Крым, в 2015 — 14%. На Черноморское побережье родители стали покупать путевки детям в полтора раза чаще — этот показатель вырос с 8 до 14%.
Все больше родителей отправляют своих детей не в местные лагеря, а в другие области, и в том числе на море. "Сейчас совершенно необязательно ехать или даже звонить в лагерь: все можно сделать в интернете, в том числе получить компетентную информацию о лагере, найти отзывы родителей детей, которые уже побывали в нем. И купить путевку", — поясняет госпожа Рыженкова. Средняя стоимость путевки в детский лагерь на Incamp.ru (в каталоге почти 3 тыс. лагерей, в том числе зарубежных) выросла на 16% по сравнению с прошлым годом и составила 40 тыс. рублей.
Изменчивые цифры
По разным оценкам, около 15% россиян пересмотрели свои планы на отпуск этим летом и не уехали дальше дачи в пригороде. Самый дешевый тур этим летом на Onlinetours.ru обошелся в 11,4 тыс. рублей — отель категории "три звезды" в Турции на пять ночей без питания. Средняя стоимость двухнедельного зарубежного тура с перелетом и проживанием обошлась в 76 тыс. рублей, что на 12% дороже, чем в прошлом году. Максимальная стоимость на этом сайте нынешним летом была за поездку в турецкий отель категории "пять звезд" с питанием на 30 ночей — 512 тыс. рублей на человека.
По данным Aviasales.ru, средняя стоимость авиабилетов по России летом 2014 года составила 14,9 тыс. рублей, в текущем году — 16,1 тыс. рублей. На международных рейсах в прошлом году она была на уровне 25,3 тыс. рублей, в этом — 31,5 тыс. рублей. По итогам сезона самые дорогие билеты по маршруту Москва — Плезанс (Канада) обошлись компании из четырех детей и трех взрослых почти в 1,1 млн рублей, по стоимости на человека рекордом стал билет бизнес-класса из Москвы в Доху (Катар) за 450 тыс. рублей.
За минувший год доля онлайн-покупок авиабилетов выросла на 10% и сейчас доходит до 40%. Параллельно с этим растет количество мошеннических операций по их продаже.
В сегменте массового туризма за год резко сократилось число операторов. По оценке генерального директора турфирмы Commodore Анны Трубициной, их стало меньше практически вдвое, а емкость рынка сократилась примерно на 40%.
Установка на экономию
Участники рынка делают ставку на рост доли внутреннего и индивидуального туризма. В этом контексте могут появиться онлайн-сервисы, "заточенные" под поиск поездок по стране. Перспективы имеют нишевые продукты — экотуризм, спортивный и детский туризм, восхождение на горы Кавказа и Урала, рафтинг в Карелии, прогулки на Алтае.
Владелец праздничного холдинга "Князевъ" Сергей Князев уверен, что нынешние геополитические условия дают возможности регионам Росси, если они станут серьезно развивать геобрендинг. "Чем больше интересных событий с местным колоритом будут проводить регионы и отдельные города, тем больше это будет привлекать туристов. Объяснение тому простое — люди сейчас выбирают для проведения отпусков не просто красивые места, но и те, где можно стать участником или гостем некоего большого праздника или фестиваля, чтобы познакомиться с местной культурой, обычаями и традициями", — говорит господин Князев.
Соонователь Onlinetours.ru Алексей Жебелев прогнозирует, что Турция и Египет будут удерживать за собой лидирующие позиции у российских туристов, выезжающих за рубеж, а внутренний массовый туризм будет развиваться на базе Крыма и Краснодарского края.
Самое сильное падение спроса эксперты обещают на поездки в страны шенгенского соглашения — из-за дороговизны и усложнения процедуры получения визы для россиян.
Представитель туристического метапоиска Momondo в России Ирина Рябовол ожидает, что вырастет спрос на услуги sharing economy ("экономия вскладчину") типа Airbnb, Blablacar, Uber. Так, на волне экономии россиян рассчитывает подняться Олег Грибанов, исполнительный директор Darenta — сервиса, позволяющего людям сдавать свой автомобиль путешественникам. "Такой узкоспециализированный бизнес, который позволяет одним людям заработать деньги, а другим — сэкономить", — говорит господин Грибанов.