«Тяжелое решение не обязательно должно быть таким»
Игорь Шувалов предложил перевести систему госзакупок под единый контроль
Госзакупки могут полностью перевести на электронные площадки. Это предложение будет обсуждаться сегодня на совещании у Дмитрия Медведева. Идея принадлежит вице-премьеру Игорю Шувалову. По его мнению, все торги нужно сосредоточить в пяти местах — Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Агентстве по госзаказу Республики Татарстан, Единой электронной площадке и площадке ММВБ. Эта мера, по мнению инициатора, позволит существенно сократить расходы. Гендиректор торгового портала «Фабрикант», омбудсмен по закупкам Сергей Габестро ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Поясните, пожалуйста, более подробно, с чем связано такое предложение господина Шувалова?
— Это тяжелое решение, которое, видимо, сейчас формируется, принимается, потому что по-разному себя ведут крупнейшие государственные корпорации. Есть корпорации, которые пытаются развивать в самом деле конкуренцию, но их меньшинство. Большинство корпораций, на самом деле, конечно, злоупотребляют доверием государства, которое на протяжении длительного времени говорит: «Пожалуйста, квотирование, давайте сделаем так, чтобы малый бизнес в размере 20%, 18% имел доступ к вашим ресурсам, давайте сделаем какие-то другие направленные на рынок вещи».
При этом, что мы видим — на самом деле 90%, смотря как считать, государственные корпорации размещают у единого источника, а менеджмент этих корпораций вообще очень спокойно относится к тому, что говорят в правительстве, что говорят в ведомствах, в общем, у них другие задачи. И это, конечно, грустная история, но мне кажется, что это тяжелое решение, которое сейчас обсуждается, не обязательно должно быть таким. Я понимаю, почему правительство идет по этому пути закручивания гаек, усиления контроля, говорит: «Вот пять площадок, тут мы сможем что-то контролировать».
Здесь есть, конечно, вопросы, но мне кажется, есть технологические пути, технологический путь, к примеру, это ввести такую инновационную вещь, как реализовано на площадке «Фабрикант» — шифрование заявок участников, когда площадка сама по себе становится по сути рельсами, по которым уже ездят заявки, и сами площадки не в состоянии видеть, что было подано и как было подано. Утвердить это в виде стандарта и дальше реализовывать. Но посмотрим, во всяком случае, я думаю, что будут разные звучать точки зрения, наверное, у премьер-министра, но при этом всем это решение, которое в том числе экспертный совет поддерживает, — жесткая регламентация закупок субъектов госкомпаний, перевод все в электронный вид, что правильно. Перевод на пять площадок, конечно, есть вопросы, есть, над чем поработать, потому что, как мне кажется, рынок в том числе не в этих пяти площадках рождал инновации.
— Вы уже упомянули, что контроль будет ужесточен, как вы говорите, эти распилы, откаты — это все уходит в прошлое, получается, с введением подобной электронной системы?
— Нет, мне кажется, что с этим еще надо будет работать и бороться. Это не уйдет сразу в прошлое. Почему это решение сейчас формируется, потому что многие государственные заказчики пошли по пути создания своих площадочек не для того, чтобы реально развивать конкуренцию, а для того, чтобы имитировать эту самую конкуренцию, такая построенная потемкинская деревня. В этом смысле я, опять же, понимаю Игоря Ивановича Шувалова, Михаила Анатольевича Абызова и Игоря Юрьевича Артемьева, которые говорят: «Нет, ну сколько можно, этих площадок целая гора, и они все имитируют, просто показывают, что якобы конкуренция есть, а как они распределяли этот корпоративный заказ между своими поставщиками, так и продолжают распределять».
— Возможен ли сейчас полный переход на электронные площадки? Вообще насколько это сложный процесс?
— Это вообще несложно. Многие государственные корпорации уже полностью перешли и нормально себя чувствуют. Более того, они-то как раз и есть позитивная практика. Жалко, что только правительство не ориентируется на них, а сейчас ориентируются, скорее, на негативную практику и пытаются эти гайки все закрутить, но, тем не менее.
— Также вы говорили, что это очень тяжелое, очень сложное решение, но в то же самое время, по данным источника газеты «Коммерсантъ» некоторые госкорпорации уже поддержали эту идею, это те самые, у которых такая электронная система уже внедрена?
— Я не знаю кто. Вы скажите, кто, и я скажу, внедрено у них что-нибудь или не внедрено.
— А так вы не можете сказать, поддержат госкорпорации или нет?
— Я думаю, что будут разные мнения по этому поводу. Есть госкорпорации, которые, например, работают с несколькими электронными площадками, тот же «Росатом». И если сейчас он проводил отбор, это тоже тяжелая процедура, он проводил отбор, отобрал три площадки, только одна из них входит в пятерку, и сейчас ему что? При этом он на ней проводит минимальное количество процедур, потому что работает с открытым рынком, работает фабрикантом, выбрал В2В. И ему сейчас что делать в этой ситуации? Выбор партнера — это тяжелый процесс, который выстраивается, отстраивается, многие корпорации используют, например, ситуацию, когда они поддерживают качество объемом торгов. Еще раз, здесь проблема следующая: позитивный опыт того же самого «Росатома» не использовали другие корпорации. И у правительства не было рычагов для того, чтобы провести эти решения в виде каких-то корпоративных стандартов. Поэтому правительство принимает решение идти в виде императивных стандартов — вот вся картинка, которую мы видим.