Shell прекращает поиск нефти в Арктике
Концерн потратил на работу в регионе $7 млрд
В понедельник Royal Dutch Shell сообщил о прекращении «на обозримое будущее» работ по поиску и добыче нефти в Арктике. Такое решение было принято после «разочаровывающих» результатов такой деятельности, на которую компания уже потратила $7 млрд. Деятельность компании в Арктике подвергалась резкой критике со стороны природоохранных неправительственных организаций, политиков и религиозных лидеров, включая Хиллари Клинтон и архиепископа Кентерберийского.
В понедельник утром Royal Dutch Shell PLC объявила о прекращении работ по поиску и добыче нефти в Арктике. По словам компании, такое решение было принято после анализа результатов со скважины Burger J, расположенной в Чукотском море у берегов Аляски. Там, как сообщила компания, «обнаружили признаки наличия нефти и газа», однако «недостаточные для продолжения разведки». Скважина будет закрыта в соответствии с американскими природоохранными требованиями. Вместе со скважиной, как следует из сообщения, будет закрыта и вся программа по поиску нефти в регионе. «Shell на этом прекращает на обозримое будущее всю деятельность, связанную с поиском нефти у берегов Аляски»,— говорится в заявлении. Кроме неприятных результатов Burger J компания в качестве причин указывает еще и высокие расходы, связанные с проектом, и непредсказуемость «федеральной регуляторной среды». При этом Shell продолжает настаивать на том, что нефтяные запасы в Арктике «значительны».
Для крупнейшей нефтяной компании Европы аляскинский проект, на который было уже потрачено $7 млрд, был одним из самых важных и самых масштабных. Впервые компания нашла здесь запасы нефти и газа еще в конце 1980-х годов. Компания заявляла, что запасы нефти и газа в прибрежных районах Аляски примерно в десять раз превышают запасы в Северном море. Впрочем, всякая работа была прекращена в 2012 году после целого ряда технологических проблем, никак не связанных с собственно наличием нефти и газа. Разрешение на работу компания вновь получила совсем недавно, в мае и начала программу бурения, рассчитанную на два года, в июле 2015 года. В связи с началом работ в июле этого года генеральный директор Shell Бен ван Берден говорил, что запасы нефти и газа в районе, в котором компания осуществляет бурение, «потенциально превосходят самые крупные проекты в Мексиканском заливе».
Компания заявила, что планирует сделать списания, связанные с принятым решением. Оценочная стоимость проекта по данным самой компании составляет $3 млрд, еще в $1,1 млрд — связанные с контрактными обязательствами по проекту.
Прекращение арктической программы Shell, скорее всего, будет с большой радостью воспринято многими организациями по защите окружающей среды, настаивавшими на том, что программа эта может оказать крайне негативное влияние на экосистему региона. Активисты Greenpeace неоднократно проводили акции против компании и ее собственности на Аляске, а среди активных противников бурения в Арктике были Хиллари Клинтон и глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский.
Что же до инвесторов, то, говорят аналитики, они вполне могут чувствовать некоторое разочарование сейчас, но, скорее всего, по прошествии некоторого времени поймут и поддержат решение. Так, в частности, считает аналитик RBC Capital Markets Бирадж Борхатариа, чью сегодняшнюю записку цитирует The New York Times. «Мы думаем, что бюджет на разведочное бурение может быть с большей пользой потрачен где-нибудь еще»,— считает он.
Акции класса A Royal Dutch Shell на Лондонской фондовой бирже подешевели на 1,55%, в Нью-Йорке ADR класса A выросли на 0,72%.
Энергокомпании подешевели на $1,3 трлн
Продолжающееся уже больше года снижение цен на нефть привело к тому, что инвесторы распродают акции энергетических компаний. По подсчетам агентства Bloomberg, с июня прошлого года, когда нефть начла дешеветь, совокупная рыночная капитализация 157 энергетических компаний, составляющих индекс MSCI World Energy, сократилась на $1,3 трлн. Это сопоставимо с годовым ВВП таких стран, как Иран ($1,28 трлн по данным Всемирного банка) или Турция ($1,46 трлн). Читайте подробнее