«От прекращения воздушного сообщения больше потеряют украинские компании»
Россия введет ответные санкции против авиаперевозчиков
Дмитрий Медведев поручил Минтрансу проработать ответные санкции в отношении украинских авиакомпаний. Об этом сообщила пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Утром Госавиаслужба Украины подтвердила, что уведомила российских коллег о запрете на полеты в страну. Ограничения будут действовать с 25 октября, и коснутся 25 компаний, среди которых «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь». Директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.
— На какие ответные меры Россия может пойти в отношении украинских авиаперевозчиков? Мы прекрасно понимаем, что симметричные меры — это по сути запрет полетов украинских авиакомпаний к нам, да?
— Самая очевидная мера состоит в этом, и от прекращения воздушного сообщения потеряют больше не наши авиакомпании, а украинские, которые довольно неплохо зарабатывали на транзите, демпинговали на рейсах между Россией и Украиной и далее в Европу. Для наших авиакомпаний это болезненная история, и, к сожалению, ведь россиянам придется выбирать теперь маршруты других зарубежных перевозчиков. А это будет стоить дороже. Но, тем не менее, украинские авиакомпании уже довольно сильно пострадают от решения своего правительства.
— Речь идет о том, что небо над Россией для украинских авиакомпаний для транзита также будет закрыто?
— Этот вопрос обсуждался еще в прошлом году в качество одного из вариантов, и, возможно, эта угроза теперь будет приведена в исполнение, но опять же это с точки зрения украинских авиакомпаний не такой значительный ущерб нанесет, не так много рейсов.
— Пришла информация со ссылкой на председателя совета директоров Внуково Виталия Ванцева. Он говорит о том, что в качестве зеркального ответа украинцам могут запретить полеты в Россию для международной авиакомпании Украины МАУ, это крупнейший авиаперевозчик страны.
— Международные авиалинии Украины, да.
— Получается, если брать в сухом остатке, то по большому счету от этой истории с взаимными запретами выигрывают третьи стороны, сторонние авиаперевозчики, которые будут теперь осуществлять полеты между Россией и Украиной?
— Они уже осуществляют де-факто, можно и через Ригу полететь, и через Минск. Другое дело, что это менее удобно, менее комфортно, тем более что в списке, вы правильно упомянули, несколько десятков наших авиакомпаний. Рейсы в тот же Киев осуществляют даже из-за Урала, и этим людям, кто из-за Урала летал на Украину, придется теперь на перекладных, через две пересадки, как минимум, лететь.
— Вслед за Украиной могут какие-то ограничения для российских перевозчиков ввести другие страны, которые к нам солидарно с Украиной относятся негативно, как вам кажется?
— В международной практике прекращение воздушного сообщения возможно только в случае военных действий, закрывается воздушное пространство над страной, где происходит вооруженный конфликт, мы за последний год неоднократно были этому свидетелями. Но воздушный транспорт — это одно из основных средств сообщений, поэтому к вопросам регулирования его подходят очень осторожно. И я не думаю, что какие-то страны захотят прекратить с нами сообщение. Мы можем вспомнить историю с Крымом, то есть турки, которых пытались тоже склонить к жестким каким-то мерам в отношении России, ничего не сделали плохого нам.
— Возможны ли ограничения теперь в области железнодорожного транспорта?
— Основной нерв был все-таки в прошлом году, когда были тотальные проверки паспортов, запрет на въезд определенным группам граждан на территорию Украины. Сильнее дестабилизировать ситуацию с сообщением никто не будет, те маршруты, которые есть, железнодорожные, останутся. Эта история совершенно не связана с железной дорогой.
— Но согласитесь, с другой стороны, никто не ожидал, что Украина пойдет на эти авиационные ограничения спустя больше чем год после начала этого кризиса?
— Они все-таки пошли в совокупности с другими санкционными мерами. Кто-то решил, что авиационное сообщение, которое является в каком-то смысле священной коровой, стараются ограничивать очень редко, но кто-то решил этим воспользоваться для каких-то других целей, вряд ли российским авиакомпаниям будет от этого хуже.