Ultra-сбор
Владислав Елисеев ищет средства на достройку нового молла
Группа компаний «Т-девелопмент» предпринимателя Владислава Елисеева, специализирующаяся на инвестициях в недвижимость, выставила на продажу часть помещений бывшего производственного корпуса «БЭТО». Выручку от продажи актива, стоимость которого оценивают в 290 млн рублей, компания рассчитывает направить в завершение строительства нового торгового центра Ultra City Mall на улице Бакалинской. Отраслевые эксперты полагают, что с продажей бывших помещений завода могут возникнуть проблемы. Перспективы продажи улучшатся, если потенциальному покупателю будет предложена концепция дальнейшего использования площадей, отмечают они.
Объявления о продаже «Т-девелопментом» двух первых этажей бывшего корпуса БЭТО на улице Горбатова в Уфе появились на специализированных интернет-порталах коммерческой недвижимости. Поиском покупателей занимаются сразу три риелторских агентства. Как следует из объявления на портале Avito, «Т-девелопмент» рассчитывает получить от продажи 4,5 тыс. кв. м площадей ориентировочно 290 млн руб. Раньше они сдавались магазину сети электроники «Техно», которую развивал Владислав Елисеев, но вот уже около года пустуют, сообщили „Ъ“ собеседники на рынке недвижимости. Третий и четвертый этажи этого здания занимает спортивный магазин «Чемпион» и одноименный фитнес-центр. В «Чемпионе» пояснили, что владеют этими площадями.
Генеральный директор ГК «Т-девелопмент» Римма Смекалова сообщила „Ъ“, что в компании рассматривают продажу бывших площадей завода как один из вариантов привлечения денег для завершения строительства другого объекта группы — торгового центра Ultra City Mall. Его планируют достроить к концу года на улице Бакалинской. Несмотря на снижение активности на рынке коммерческой недвижимости, к объекту есть интерес, говорит госпожа Смекалова, объясняя его «не в последнюю очередь тем, что земельный участок под зданием находится в собственности». «Но у многих сейчас проблемы с получением кредитов, поэтому быстрой продажи мы, может быть, и не ждем,— отметила она.— Более того, продажа не горит, и если объект на Бакалинской удастся завершить раньше, чем продать этот, то он будет снят с продажи, так как способен генерировать прибыль». «Желающих арендовать его и сейчас много. Но нам дешевле его содержать без арендаторов»,— резюмировала собеседница.
Владелец и генеральный директор «Чемпиона» Адиль Юлдашев сообщил, что у него нет намерений выкупать площади у Владислава Елисеева.
Отраслевые эксперты полагают, что несмотря на хорошее месторасположение и приемлемую цену, время для продажи объекта выбрано неудачное. Его преимуществом является место с неплохим трафиком, соседство с жилым массивом и наличие парковки, говорит генеральный директор сети агентств недвижимости САН Рустем Камалов. Но с другой стороны, оговаривает эксперт, в Уфе сегодня пустуют и «куда более благоустроенные объекты».
Потенциальными покупателями помещений могли бы стать крупные непродовольственные ритейлеры, полагает управляющий партнер агентства Art Estate Group Роберт Тагиров. Но с их стороны сейчас спроса на уфимские объекты нет, так как «никто не развивается», отмечает генеральный директор агентства Rain Group Недвижимость Ринат Садриев. По его мнению, серьезным препятствием для продажи объекта на Горбатова под торговые цели и раньше, и сейчас является его специфика — это «проходное помещение, не имеющее отдельного входа». «Это обстоятельство, кстати говоря, отпугивало и арендаторов»,— напоминает эксперт. Он считает, что в отдаленной перспективе можно было бы поискать покупателя на здание целиком, после того как «Чемпион» из него переедет в новое помещение: «Но даже и тогда его потребуется перепрофилировать — лучшее всего, наверное, под офисный центр для одного оператора — под бэк-офис для банка или call-центр». Вложения в реновацию объекта для повышения его привлекательности у покупателя исполнительный директор компании «М7» Виктор Перепелица оценивает из расчета 30 тыс. руб. за 1 кв.м, или суммарно 135 млн руб. При этом он сомневается, что «Т-девелопмент» готов вложить эти деньги сейчас, так как продает бывшие производственные помещения, чтобы покрыть расходы на строительство новых объектов.
Глава российского представительства Rossmils Investments Алексей Могила (Москва) отмечает, что в условиях кризиса «продать стены вряд ли получится, нужно продавать идею». «Есть несколько вариантов — или сдавать в аренду и продавать как действующий арендный бизнес, или сажать арендатора с прицелом на дальнейший выкуп. Пустое помещение, которое стоит бесхозным, начинает умирать, и вдохнуть в него жизнь позже будет сложно. Чем больше оно так простоит, тем сложнее его потом продать»,— отмечает господин Могила.
Президент GVA Sawyer Вера Сецкая отмечает, что на фоне стагнации рынка недвижимости появляется «много зданий, продающихся и с огромным дисконтом, до 50%». «Если покупатель готов платить сразу, продавец предпочитает уступить в цене, чтобы получить живые деньги. Как правило, к такому дисконтированию прибегают те владельцы коммерческой недвижимости, которым нужна свободная валюта, чтобы обеспечивать кредит или реинвестировать в другой проект»,— отмечает госпожа Сецкая. Она разделяет мнение, что «продавать кирпич и бетон сейчас вообще не выгодно, потому что это очень низкая цена. «Необходимо придумать концепцию для покупателя, чтобы он понимал, как эти площади можно использовать и окупать вложения».