«Потери понесут два ключевых аэропорта — Жуляны и Борисполь»
Россия закроет небо для Украины с 25 октября
Украинским компаниям запретят использовать воздушное пространство России с 25 октября. Об этом заявили в российском Минтрансе. Это ответная мера на введенные в понедельник Киевом ограничения для 25 российских авиакомпаний. С 25 октября им будет запрещено осуществлять транзит и полеты на территории Украины. В черный список попали все крупные российские перевозчики, за исключением UTair. Компании, включая «Трансаэро» и S7, подтвердили «Коммерсантъ FM», что они получили уведомления от украинских авиационных властей. «Аэрофлот» уже приостановил продажу билетов на Украину после этой даты. Санкции сильно ударят по российским авикомпаниям, убежден независимый эксперт Алексей Захаров.
«Подавляющее большинство пассажиров по этому маршруту возят российские компании. В основном это "Аэрофлот"-"Трансаэро". С Украины в Россию летают только МАУ — Международные авиалинии Украины — и в значительно меньших количествах, чем российские перевозчики. Финансовое положение российских перевозчиков далеко не блестящее, поэтому даже небольшие потери могут быть достаточно значимы для компании», — пояснил Захаров в эфире «Коммерсантъ FM».
По словам министра транспорта Максима Соколова, около 70% пассажиров, летавших из России в Украину и обратно — это украинцы. Поэтому, по его словам, Киев вредит, прежде всего, себе. Если российские авиакомпании смогут быстро найти новые аэропорты для своих транзитных рейсов — украинским авиаперевозчикам придется непросто, считает директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
«Все же еще остаются шансы на урегулирование этого вопроса. Сегодня российский рынок является ключевым, наиболее прибыльным для самых крупных украинских компаний. Украинские компании уже подсчитали, что стоимость потерь составит как минимум $50 млн на протяжении года. Потери понесут два ключевых аэропорта — Жуляны и Борисполь. Часть пассажиров переориентируется на альтернативные маршруты. Украина прекратит свое существование как транзитный восточноевропейский хаб. Если санкции будут применены, то, скорее всего, до пяти лет точно будут действовать, учитывая высокий уровень радикализма в обществе», — считает Бортник.
Больше всего неудобств ограничения доставят пассажирам, отметил директор аналитического департамента инвестиционной компании «Регион» Валерий Вайсберг.
«Для наших авиакомпаний это болезненная история, и, к сожалению, нам придется выбирать теперь маршруты других зарубежных перевозчиков. А это будет стоить дороже. Можно и через Ригу полететь, и через Минск. Другое дело, что это менее удобно, менее комфортно, тем более что в списке несколько десятков наших авиакомпаний. Рейсы в тот же Киев осуществляют даже из-за Урала, и этим людям, кто из-за Урала летал на Украину, придется теперь на перекладных, через две пересадки, как минимум, лететь», — рассказал Вайсберг.
Еженедельно «Аэрофлот» выполняет 35 рейсов по маршруту Москва-Киев, «Трансаэро» — 25 рейсов, S7 и UTair — по семь рейсов.