МФО под чужим именем
Ряд розничных банков использовал свои имена для создания дочерних МФО. Бренды тех, кто проигнорировал этот тренд, использовали креативные игроки рынка микрофинансов.
Сегодня в государственном реестре микрофинансовых организаций, который ведет Банк России, находится более 6,9 тыс. действующих МФО и еще более 6,5 тыс. исключенных. И это за неполные четыре года — первые МФО Центробанк внес в реестр 8 июля 2011 года.
В начале сентября "Деньги" писали о новом тренде — в этом году розничные банки начали создавать собственные МФО, чтобы обслуживать клиентов, не проходящих по критериям для получения потребкредита. В частности, такие микрофинансовые организации создали ОТП-банк ("ОТП Финанс"), ХКФ-банк (МФО "Хоум Кредит Экспресс") и входящий в группу ВТБ Лето-банк (МФО "Лето-деньги").
Однако, как выяснила газета "Коммерсантъ", не все МФО, созвучные с названиями известных банков, имеют к ним отношение. Например, костромские МФО "ЮниКредит" и МФО "Петрокоммерц", а также московские МФО "Северная казна" и МФО "Интеза-Финанс" никак не связаны со своими прототипами на банковском рынке. Бывший собственник МФО "Петрокоммерц" Артем Рубцов прямо заявил "Коммерсанту", что "ЦБ зарегистрировал МФО с существующим названием, а значит, ничего противоправного в его использовании нет".
Надо сказать, что изобретательные хозяева микрофинансовых организаций не ограничиваются копированием брендов крупных банков. В госреестре также находятся МФО с названиями "Транснефть" и "Метрополь". Вполне очевидно, что в ближайшее время эта ситуация станет предметом пристального внимания юристов крупных компаний. И нельзя исключать, что тезкам известных брендов придется переименовываться. А значит, вполне можно ожидать проявления нового креатива у владельцев микрофинансовых организаций. В свое время московские рынки наводнили товары брендов "Абибас" и "Кавасоник". Рынок МФО сегодня по уровню развития вполне напоминает "толкучки" в Лужниках или на Рижском рынке. Так что появления "ЮниКредитофф" и "Петрокомерцев" исключать нельзя.
Единственное, что можно сказать наверняка: свою долю славы МФО-хамелеоны уже получили. Но если они собирались работать под своими названиями вдолгую, то более дальновидно было бы выбрать известные названия, не связанные с брендами, которые могут отстоять свою торговую марку в суде. Как поступили владельцы казанского МФО "Золотой теленок" или МФО "Майдан" из чеченского села Дуба-Юрт.