Ничего общего с экономикой
Экспертиза
В отдельных российских регионах до 50 процентов занятости обеспечивается ОПК — и это даже не советское наследие, а еще царское. Скажем, на Урале производство изначально было ориентировано на военный сектор. Понятно, что эти регионы чувствуют положительный эффект от сложившейся конъюнктуры вследствие милитаризации федерального бюджета. Однако проблема в том, что реально оценить этот эффект — как для бюджетов регионов, так и для федерального бюджета — мы не в состоянии. С весны прошлого года Минпромторг перестал публиковать свою ежеквартальную статистику ОПК, а Росстат в этом году отказался от публикации данных о производстве валовой добавленной стоимости в детализированной разработке. Какие деньги тратятся, что на них закупается, что модернизируется и что в итоге получается, мы ничего этого не знаем, потому что гособоронзаказ засекречен и никем, по сути, полностью не отслеживается.
На днях президент страны на встрече с руководителем Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным узнал, что сейчас этим ведомством контролируется лишь треть гособоронзаказа, а вот большая его часть для контроля недоступна из-за барьера секретности... Можно сказать, что по сравнению с советским временем ситуация даже ухудшилась: тогда хотя бы существовал раздельный бухгалтерский учет по каждому военному заказу, а сейчас с раздельным учетом большие проблемы. Таким образом, военные расходы ушли в серую, если не сказать черную, зону.
Наши государственные руководители, вероятно, понимая абсурдность громких фраз про вклад ОПК в экономику страны, сейчас меняют риторику и чаще говорят не о вкладе в экономику, а о вкладе в инновационное развитие. Но здесь другая проблема: в силу изолированного существования ОПК от остальных отраслей экономики все его инновационные разработки очень плохо транслируются вовне, на гражданский сектор. Так было в советское время, так происходит и сейчас. Интеллектуальные права на все открытия в сфере ОПК принадлежат государству и с таким трудом передаются разработчикам, что те зачастую даже не пытаются на них претендовать. Чтобы система работала иначе, она должна быть более прозрачной. Даже в такой закрытой сфере, как оборонные разработки и промышленность, необходимы конкуренция, равенство возможностей государственных и частных фирм, наличие парламентского, общественного контроля — без чего инновации не станут ни окупаемыми, ни социально значимыми.