«С детектором, скорее всего, уже ничего не получится»
Показания Надежды Савченко не будут проверять на полиграфе
Украинской летчице отказано в допросе на детекторе лжи. Решение принял Донецкий горсуд Ростовской области. Ранее на процедуре настаивали ее адвокаты. Прокуратура изначально не поддерживала эту инициативу. Специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» Илья Барабанов рассказал подробности ведущей «Коммерсантъ FM» Оксане Барыкиной.
— Чем суд мотивировал отказ в допросе Савченко на полиграфе?
— Заседание должно было начаться с непосредственного допроса обвиняемой. И началось заседание с обсуждения деталей того, как этот допрос будет проходить. Надежда Савченко на первом заседании заявила о том, что хотела бы, чтобы ее допрашивали при помощи полиграфа. Адвокаты ходатайствовали за то, чтобы были привлечены какие-то специалисты. Но представители гособвинения заявили о том, что процедура такого не предусматривает. И суд, немного посовещавшись, с ними согласился.
Следующим камнем преткновения стало желание адвокатов и обвиняемой давать показания при помощи карт. Сначала они предлагали использовать те карты, которые есть в материалах дела, но следствие заявило, что по процедуре сначала оно должно предоставлять свои доказательства, поэтому карты из материалов дела использовать нельзя, преждевременно. Адвокаты предложили обратиться хотя бы к Google-картам, но суд и гособвинение посчитали, что Google-карты — это неофициальный источник и их рассматривать тоже нельзя.
Поэтому последние два часа Надежда Савченко просто дает показания, она рассказала о своей жизни, о том, как она училась, как поступила в Вооруженные силы Украины, как в прошлом году попала в батальон «Айдар». В суде объявлен часовой перерыв, остановились мы на ее рассказе о том, что происходило в тот день, 17 июня 2014 года, когда погибли журналисты ВГТРК Антон Волошин и Игорь Корнелюк, как после этого она попала в плен и как была из Луганска вывезена потом на территорию России, на чем настаивает ее защита, в то время как по версии следствия Надежда Савченко сама незаконным образом пересекла границу и таким образом очутилась в России.
— Средства массовой информации сообщают, что на процессе присутствует ее мама, это действительно так, делала она какие-то заявления?
— Да, на заседание приехала мама Надежды Савченко, на первом заседании была ее сестра, но поскольку сестра будет выступать в качестве свидетеля, то больше она на заседаниях присутствовать не может. А сегодня приехала ее мама, приехал украинский консул в Ростове-на-Дону. Мама Надежды Савченко рассказала, что она дважды обращалась с письмами к президенту России Владимиру Путину, но ответа ни на одно из ее писем так и не последовало.
— Это она сейчас в суде рассказала?
— Нет, это она рассказала сейчас уже в перерыве, поскольку в суде она ни в качестве свидетеля, ни в какой роли выступать не будет, она здесь присутствует исключительно как родственник, в качестве моральной поддержки.
— Но вы уже частично сказали, на чем настаивают адвокаты, какая у них стратегия, что еще можете рассказать?
— Их стратегия будет основываться на том, что Надежда Савченко действительно принимала участие в боевых действиях на востоке Украины, в составе этого батальона «Айдар». Естественно, она исходила не из мотивов ненависти к мирному населению, на чем настаивает следствие, а как военнослужащий выполняла свои обязанности.
Также они настаивают, что в ходе конкретного боестолкновения, которое произошло 17 июня, госпожа Савченко не имела представления о том, что там могут находиться российские журналисты и какие-то мирные жители. Судя по ее рассказу, она просто попала в плен в ходе такой разведки, пытаясь понять ситуацию на поле боя, и о гибели журналистов узнала уже постфактум. И третье обвинение — в незаконном пересечении границы, тут адвокаты будут настаивать на том, что все-таки Надежда Савченко была силой вывезена с территории самопровозглашенной ЛНР в Россию, где ей уже предъявили обвинение.
— Скажите, то, что было отказано в допросе на детекторе лжи, уже никаким образом не апеллируется, все, отказано и никаких вариантов быть не может?
— Да, с детектором, скорее всего, уже ничего не получится. А к вопросу о картах, видимо, адвокаты вернутся после того, как все свои доказательства представит сторона обвинения. И тогда уже можно будет повторно вернуться к этим картам, к этим материалам дела, и по ним еще подробно разобрать хронику того дня.