Широкомасштабно, эффектно и честно
Концессии (а это и есть государственно-частное партнерство, ГЧП) — довольно распространенная мировая практика. Эта модель успешно работала и в России. Вспомним, Китайско-Восточную железную дорогу, которая через Маньчжурию связывала Транссиб с русскими тихоокеанскими военно-морскими базами во Владивостоке и Порт-Артуре, значительно сокращая время в пути. Построена эта дорога была в конце XIX века с использованием инструментов ГЧП. Затем опыт концессий спустя почти четверть века был успешно использован в короткий период нэпа для развития индустриальных предприятий на Урале и в Сибири, когда надо было ускоренно восстанавливать экономику разоренной войной бывшей империи. То есть у нас есть в прошлом свои успешные примеры привлечения частного капитала в стратегические проекты.
Впрочем, теперь уже и в настоящем. Законодательство о концессиях сделало доступным этот механизм. И прежде всего в транспортной инфраструктуре, по причине недоразвитости которой страна просто захлебывается от недостатка дорог и современных аэродромов и аэропортов. В первом ряду потребностей также здравоохранение, туризм, деградирующее коммунальное хозяйство. Это надо было делать вчера, но вчера не было ни денег, ни возможностей, ни законодательства. А теперь есть. И даже уже есть специалисты, которые знают, как, почем, с кем и что делать, чтобы заработал механизм ГЧП. Широкомасштабно, эффектно и честно.