Правила игры
в салонах сотовой связи изучал заместитель редактора отдела потребительского рынка Владислав Новый
Из-за конкуренции между операторами "большой тройки" случился передел рынка сотового ритейла. Начало этому было положено еще весной, когда оператор МТС отказался от сотрудничества с сетью "Связной" и стал продавать SIM-карты, оборудование и аксессуары через свои салоны. Для того чтобы не снижать темпы подключений операторских контрактов, МТС начала нагонять трафик в свои салоны, снизив цены. Так, смартфоны Samsung стали продаваться на 20-30% дешевле, почти по закупочной цене. В МТС заверили, что оператору не важна маржа в розничном бизнесе, главное — увеличить число абонентов, а также нарастить выручку от мобильной передачи данных.
В ответ на действия МТС ритейлер "Евросеть" в июне отказался от закупки товаров Samsung под предлогом участившихся случаев брака. Так же поступили "Вымпелком", "МегаФон" и "Связной". Сейчас в салонах "Связного" еще можно встретить некоторые модели Samsung, но это, по словам продавцов, остатки давно закупленных партий. В то же время сеть МТС продает в основном Samsung, а остальных смартфонов закупает столько, сколько для них останется места на полках, утверждает топ-менеджер одного из производителей смартфонов. "Представь, что раньше вода текла по трем трубам, а сейчас — только по одной. Давление воды в ней кратно возрастает",— объясняет мой собеседник. Один из партнеров МТС подтверждает, что оператор стал основным каналом продаж Samsung.
Зато конкурирующие с Samsung бренды — Lenovo и Sony — покинули МТС, их продукция, в особенности топ-модели, переместилась в салоны "Евросети", "Связного", "МегаФона".
После того, как бренды распределились по ритейлерам, необходимость в демпинге с которого все начиналось, отпала. В этом я убедился, посетив несколько салонов МТС. По словам сотрудников, в последние недели флагманские смартфоны Samsung подорожали в салонах МТС на 6-10 тыс. руб. Например, Samsung Galaxy S6 Edge 64 Гб на прошлой неделе стоил 49 тыс. руб., что примерно на 12% дороже, чем летом. В пресс-службе МТС признают, что подорожание по всей линейке Samsung было в середине сентября, но всего на 5-7%. В Samsung утверждают, что в сентябре повышение цен было только на две модели смартфонов, общий рост цен на 6-7% обещают в начале октября. В первом полугодии розница принесла МТС валовую прибыль 2 млрд руб., напоминает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Если оператор сработает "в ноль", то во втором полугодии может недополучить около 2 млрд руб., предупреждает эксперт. Зато с окончанием передела рынка ценообразование снова начинает ориентироваться на обычные рыночные факторы, такие, например, как рост закупочной стоимости устройств Samsung, на что ссылаются в МТС, или рост курса доллара, на который ссылаются в Samsung.