Соцзащите готовят единую меру
G20 могут вернуть к идее гармонизации социальных налогов
В ноябре 2015 года страны G20 могут вернуться к дискуссии о гармонизации социальных обязательств для стимулирования экономического роста "двадцатки". Международная организация труда (МОТ) изучает вопрос координации и повышения социальных налогов в G20, в том числе для неформально занятых: изменение структуры рынка труда в развитых странах стало одним из неожиданных последствий финансового кризиса.
О том, что на ноябрьском саммите G20 будет поднята тема координации работы национальных структур в социальной сфере, заявила на семинаре МОТ для российского Фонда соцстрахования заместитель гендиректора организации Сандра Поласки. Представители МОТ отмечали: начатое в 2012-2013 годах обсуждение роли социальной нагрузки в разных странах "двадцатки" для опережения темпов роста совокупного ВВП на 2 процентных пункта выше мирового к 2020 году не завершено. По словам госпожи Поласки, речь идет о продолжении проекта 2014 года по обсуждению роли занятости в росте мирового ВВП. Была на семинаре представлена и инициатива МОТ по созданию международного партнерства для координации изменений условий налогообложения ряда секторов рынка труда и гармонизации вторичного перераспределения социальных благ. Вне G20 такое обсуждение бессмысленно: усилиям отдельных стран будут мешать перетоки капитала в другие юрисдикции.
По сути, речь идет о возможном предложении G20 унифицировать принципы работы социальных систем в ЕС, США, Японии и крупных развивающихся странах, чего требуют изменения мирового рынка труда, зафиксированные по итогам кризиса 2008-2009 годов. Пока, впрочем, речи об однозначной необходимости стратегии общего повышения социальных налогов и сборов не идет. Так, госпожа Поласки обращала внимание на снижение в течение последнего десятилетия уровня соцзащиты в скандинавских странах, а также на решение Германии в 2015 году не увеличивать минимальные уровни зарплат из-за возможности ухода части беднейшего населения с рынка труда и роста нагрузки на социальные фонды. Тем не менее в целом МОТ намерена возобновить обсуждение в "двадцатке" общего усиления систем соцзащиты. Директор департамента качества труда МОТ Мануэла Томей констатировала: после 2009 года производительность труда в развитых странах растет быстрее, чем его оплата. Кризис уменьшил социальное неравенство (стандартный эффект финансового спада) лишь в РФ и Бразилии — в США, Испании, ЮАР и ряде других крупных экономик наблюдалось обратное. МОТ предполагает, что, несмотря на высокую стоимость, системы соцстрахования смягчают шоки и дают более высокий рост ВВП на выходе из кризиса (во многом речь идет об опыте Германии и Нидерландов в ЕС).
По словам же Раймонда Торреса, главы департамента исследований МОТ, с 2007 года кризис усилил тенденцию к закрытию высококвалифицированных рабочих мест (с 2007 по 2012 год, по подсчетам МОТ, в мире закрыто 60 млн рабочих мест). В мире сейчас существует "дефицит квалифицированных рабочих мест", полагает господин Торрес: "Машины постепенно заменяют людей не только в промышленности, но и в сервисных секторах". В крупных и развитых экономиках стремительно растет уровень неполной занятости — ранее это было характерно только для развитых экономик (по расчетам МОТ, лидером в ЕС были Нидерланды: в 2013 году так работали более 40% занятых). Сами нестандартные формы занятости приемлемо отрегулированы только в ЕС, уровень такого регулирования в G20 за пределами ЕС даже ниже, чем на новых рынках. Одной из идей МОТ в этой сфере является "универсальная социальная защита" — равный доступ к системам соцзащиты (от страхования от безработицы до здравоохранения) для всех работающих, включая самозанятых. В ряде случаев это требует субсидирования части неформальной занятости — в 2011-2014 годах с этим столкнулась РФ при обсуждении оплаты здравоохранения для безработных и теневого сектора.
Сама Россия с точки зрения состояния соцсферы вполне удовлетворяет МОТ, ожидающую ратификации Москвой конвенции МОТ N102 о минимальных нормах соцобеспечения (включая поддержание коэффициента замещения заработка пенсией на уровне 40%). Впрочем, очевидно, что при общем движении G20 в сторону унификации систем соцзащиты сокращение в 2015-2016 годах госдоходов в РФ потребует более технологичных решений для социальных ведомств, нежели принимавшихся ранее.