«Вайбель стал первым в послевоенной Европе человеком-собакой»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о выставке Петера Вайбеля в MMOMA.

Выставка «Петер_Вайбель: Techne_Революция» открылась в Московском музее современного искусства во второй декаде сентября. Статус у этого проекта в рамках Московской биеннале чуть ли не самый высокий — «Специальный гость биеннале». Именно в этой «номинации» в Москве выставлены произведения работы Аниша Капура, Луизы Буржуа. Выставка Петера Вайбеля выдающаяся, даже при том изобилии проектов мирового уровня, которое мы сейчас наблюдаем. Начнем с начала. Куратором проекта выступил Иосиф Бакштейн, бессменный комиссар московских биеннале. Экспонент Петер Вайбель — сам не только знаменитый художник (об этом позже), но еще и известный «экспониатор»; он был куратором четвертого Московского форума современного искусства в 2011 году. В России это первая ретроспектива художника, который родился в Одессе в 1944 году. Австрийца Вайбеля называют пионером медиаарта и одним из основателей венского акционизма. Мне кажется, даже эти несколько фактов обязаны привлечь ваше внимание и заставить вас до 1 ноября осмотреть все четыре этажа здания ММОМА в Ермолаевском переулке.

Ретроспектива Вайбеля велика и полна. Здесь, правда, сравнительно немного его вещественных объектов. Можно отметить проект барной стойки для нью-йоркского Музея Гуггенхайма, повторяющей спираль самого здания — это о коммерциализации музейных пространств. Зато очень много видео-, фото- и бумажной документации. Мое внимание привлекла фотофиксация перформанса 1968 года «Из досье собачности», проведенного вместе с художницей Вали Экспорт. Молодой человек в костюмчике (мы бы сейчас сказали, офис-менеджер), идет по городу на четвереньках на поводке. Уже тогда Вайбель стал первым в послевоенной Европе человеком-собакой. Или медиаинсталляция «Распятие идентичности» 1973 года, — в темной комнате стоит большой крест с видеокамерами в навершии и на концах перекладин; в средокрестьи — экран. Встаешь на постамент, раскидываешь руки, закрывая камеры, — и твое лицо появляется на экране. Или объект лекционной программы 1984 года — «Эскиз скульптуры в общественном пространстве»; здесь самолет врезается в башню небоскреба, — то ли игры разума художника-провокатора, то ли его пророчество. Не правда ли, Вайбель опережал время?

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...