Учеников автошкол без лицензий лишают прав
Первые судебные решения приняты в Краснодарском крае
Суды впервые начали лишать прав водителей за обучение в автошколах, работавших без лицензий. Первые подобные случаи уже зафиксированы в Краснодаре, в зоне риска находится еще примерно 1,5 тыс. водителей, сообщает «Российская газета». Теоретически в перспективе лицензии могут быть приостановлены у 2,7 тыс. российских автошкол. Эксперты говорят, что пострадавшие граждане могут обратиться в суд, чтобы вернуть деньги за обучение.
В Краснодаре суды начали массово лишать водителей прав после обучения в автошколах, не имевших на это законного права. Об этом сообщает «Российская газета». Одно из решений, в частности, принял Первомайский краевой суд, оно уже вступило в силу и в ближайшее время будет опубликовано. По данным «РГ», ожидается еще ряд аналогичных судебных процессов, в результате чего водительские права будут аннулированы примерно у 1,5 тыс. человек.
По действующему законодательству автошкола для того, чтобы работать на законных основаниях, должна иметь два документа — лицензию (выдает Рособрнадзор) и заключение о соответствии материально-технической базы (выдает ГИБДД). Как рассказали “Ъ” в прокуратуре Краснодарского края, нарушения были выявлены в результате проверки двух региональных автошкол — «Малина-Юг» и «Ресурс». Первое учреждение работало без разрешительной документации еще в 2014–2015 годах, однако договоры на обучения с гражданами все равно заключались. В отношении директора автошколы «Малина-Юг» еще в мае было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 159.4 УК РФ (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности). В момент проведения проверки порядка 70 человек обучались в автошколе, но не успели окончить курс и сдать экзамен: теперь они признаны потерпевшими и вправе обратиться в суд за возмещением ущерба, пояснили “Ъ” в прокуратуре. 35 учеников второй автошколы («Ресурс») успели пройти курсы и получить права в ГИБДД. По материалам прокуратуры суды теперь лишают этих граждан удостоверений. Не все решения еще приняты, пишет РГ, потому что сначала нужно найти водителей и доставить их в суд.
Отметим, что практику лишения прав через суды прокуратура использует не впервые. В 2010–2014 годах надзорное ведомство выявило по всей России десятки тысяч граждан, стоящих на учете в наркологических и других диспансерах, но сумевших почему-то получить водительские права. Обратившись в суд, прокуратуры лишили удостоверений порядка 50 тыс. водителей, ссылаясь на закон «О безопасности дорожного движения».
Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает решения судов справедливыми. «Нужно понимать, что речь идет не о традиционном лишении прав, потому что права как такового не было,— пояснил он “Ъ”.— Ведь свидетельство об окончании обучения было выдано незаконно. Да и самого обучения не должно было быть в принципе». По его мнению, чтобы не возникало такой ситуации, граждане должны тщательно проверять при заключении договора с автошколой все документы: наличие лицензий, заключений ГИБДД и т. д. «Ведь студенты при поступлении в вуз проверяют документы, здесь нужно делать то же самое,— считает господин Травин.— При этом если в договоре было указано, что лицензия имелась на момент обучения, то это может быть основанием для обращения в суд и возврата потраченных денег».
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева объяснила “Ъ”, что основная проблема заключается в том, что ГИБДД перед экзаменами проверяет у кандидатов в водители медсправку и свидетельство об окончании курсов, но наличие лицензии у обучавшей организации не отслеживает. «Нужно лишь прописать эту обязанность в регламенте для инспекторов-экзаменаторов. Реестр лицензированных автошкол открыт на сайте Рособрнадзора, проверить эту информацию можно элементарно»,— говорит она.
На сегодняшний день, по словам Татьяны Шутылевой, в России зарегистрировано порядка 8 тыс. автошкол, из них около 5,3 тыс. получили заключения ГИБДД, у остальных 2,7 тыс. теоретически выданные ранее бессрочные лицензии могут быть приостановлены в любой момент по решению суда на основании материалов прокуратуры или Рособрнадзора, как это и произошло в Краснодарском крае.