«Пятница» выиграла конкурс на вещание во втором мультиплексе
Входящий в «Газпром Медиа» телеканал расширит охват до 60% населения
Конкурс на вещание во втором мультиплексе выиграл телеканал «Пятница», входящий в «Газпром-медиа». Участие в мультиплексе обойдется каналу в сотни миллионов рублей в год, зато кабельные и спутниковые сети теперь обязаны распространять «Пятницу» бесплатно.
Сегодня Федеральная конкурсная комиссия (ФКК) по телерадиовещанию провела конкурс на шестую позицию во втором мультиплексе. Комиссия выбирала из двух заявок: «Пятница» и региональный «8 канал», принадлежащий производителю телеконтента «Прайм Синема». Победила «Пятница», сообщил “Ъ” представитель Роскомнадзора.
Мультиплекс — пакет каналов, вещающих на одной частоте; туда уже входят два канала «Газпром Медиа» (ТНТ и ТВ-3), СТС, «Домашний» (оба — «СТС Медиа»), РЕН ТВ, «Звезда», «Мир», «Муз-ТВ» (ЮТВ) и «Спас». Позиция в этом пакете цифровых телеканалов стала вакантной после того, как «Газпром-медиа» получил под свой новый спортивный канал «Матч ТВ» место в бесплатном для вещателей первом мультиплексе, купив у ВГТРК частоту и сеть распространения «России 2» за примерно 9 млрд руб.
Телеканалы первого мультиплекса определены указом президента — это «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», НТВ, «Пятый канал», «Россия К», «Россия 24», «Карусель», ОТР и «ТВ Центр». Участников второго мультиплекса выбирает ФКК, и они самостоятельно оплачивают распространение.
Предполагалось, что оно будет стоить около 1 млрд руб. в год с каждого канала, когда мультиплекс будет развернут на всю страну. Согласно федеральной программе перехода на цифровое вещание это должно было случиться уже к 2015 году. Но развитие мультиплекса буксовало, и теперь чиновники решили, что он должен быть полностью развернут к 2019 году и охватывать более 98% населения. До тех пор они продлили аналоговое вещание, за которое телеканалы также платят в среднем около 200 млн руб. в год. Еще в 2013 году ВГТРК отозвала из мультиплекса канал «Спорт», а прошлым летом и другие вещатели начали жаловаться на неподъемную финансовую нагрузку. Как ранее сообщил “Ъ”, РТРС тогда предложила снизить платеж за текущие услуги примерно до 150 млн руб. в год и одновременно взимать аванс за 2019–2020 годы, который составляет 840 млн руб., до конца 2018 года.
По состоянию на середину сентября все построенные передатчики второго мультиплекса, если их включить, могут обеспечить охват 80% населения России. Работающие сейчас передатчики охватывают 60% населения, сообщил “Ъ” представитель РТРС. Они работают во всех регионах, кроме Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов.
С победителем будет заключен договор, в котором предусмотрены оплата текущих услуг связи в городах с населением от 50 тыс. жителей и авансы будущих периодов, уточнил представитель РТРС. Сумму контракта он не разглашает.
«Пятница» не скрывала интереса к конкурсу: компания уже пыталась получить место в мультиплексе, но проиграла православному «Спасу». «Со стратегической точки зрения мы должны присутствовать во всех средах, где сейчас и в будущем будет происходить монетизация контента»,— объяснял интерес к мультиплексу гендиректор «Пятницы» Николай Картозия в июле в интервью “Ъ”.
Не раз на место в мультиплексе претендовал канал «Дождь», но в августе его гендиректор Наталья Синдеева заявляла “Ъ”, что канал больше не будет заявляться на конкурс, выбрав модель платного распространения через кабельные сети.
Как объявили конкурс на позицию во втором мультиплексе
Заявки принимались до 3 сентября, конкурсный взнос — 720 тыс. руб., победитель должен выплатить еще 36 млн руб. и в течение трех месяцев заключить десятилетний контракт на услуги связи с ФГУП РТРС, оператором мультиплекса. Ажиотажа Роскомнадзор не ожидает, признавал его представитель Вадим Ампелонский: «Хотелось бы, чтобы была большая конкуренция, но мы понимаем, что речь идет о больших деньгах за услуги связи, и ожидаем не более двух-трех заявок». Читайте подробнее