Уходят без указа

геополитика

Из-за санкций против российских железнодорожных операторов критического дефицита вагонов на Украине не возникнет. От ограничений больше пострадают украинские морские порты, уже лишившиеся существенной части российских грузов.

Российский железнодорожный оператор впервые попал в санкционный список соседнего государства. Указ президента Украины Петра Порошенко ограничил деятельность Первой грузовой компании (ПГК) и ее "дочки" "ПГК в Украине" (входят в транспортный холдинг Владимира Лисина). С 22 сентября запрещены прием и погрузка вагонов ПГК и ее "дочки", а подвижной состав, который президентский указ застал с грузом внутри, будет выгружен и отправлен к станциям ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), сообщила государственная железнодорожная администрация "Укразлизныця".

Российский Минтранс поддержит ПГК в сложной ситуации, пообещал накануне введения украинских санкций министр Максим Соколов. Следом пресс-служба министерства распространила заявление, в котором высказала предположение: действия со стороны украинских властей приведут к тому, что все российские операторы станут опасаться предоставлять свои вагоны для перевозки в направлении Украины. Это, по мнению министерства, приведет к падению объемов перевозок грузов по украинским железным дорогам, дефициту вагонов в стране и росту ставок на перевозки грузов. "Видимо, по мнению киевских властей, это именно то, что сейчас требуется для украинской экономики",— саркастически заявила пресс-служба Минтранса.

Грузовой вагонный парк Украины насчитывает около 190 тыс. вагонов, по разным оценкам, из них от 30% до 40% парка эксплуатируется с истекшим сроком службы. Самый крупный оператор — "Лемтранс" (около 90 тыс. полувагонов), входит в группу СКМ Рината Ахметова. На момент подписания санкционного указа на территории Украины находилось около 3,5 тыс. вагонов принадлежности ПГК, работали на Украине и другие российские операторы.

Однако в этом контексте более важно не столько количество российских вагонов на территории Украины, сколько направления товарных потоков, которые они обслуживали. Все российские операторы работали у "соседа" с экспортными грузами, обеспечивавшими работой морские порты на юге Украины, или с транзитом — наиболее доходной статьей "Укрзализныци".

По оперативным данным Центральной дирекции управления движением ОАО РЖД, с начала года объем переработки железнодорожных грузов из России в морских портах Украины без всяких санкций упал на треть по сравнению с прошлым годом. Начиная с 2011 года перевозки российского экспорта через порты Украины постоянно снижались и сократились в 1,9 раза. А за восемь месяцев 2015 года погрузка грузов на экспорт через порты Украины сократилась на 32% к соответствующему периоду прошлого года.

В текущем году на Украину грузовые перевозки осуществляли более 160 операторов, говорит заместитель Центральной дирекции управления движением ОАО РЖД Анатолий Кужель. Среди них есть те, кто уже сократил давно объемы перевозок — например, ГК "Новотранс" в 2015 году снизила их вдвое относительно прошлого года, Новая перевозочная компания (входит в Globaltrans) — в 2,6 раза, ЗАО "Нефтетранссервис" — в 2,8 раза, "Газпромтранс" — в 3,2 раза. Но есть и противоположные примеры, среди которых два крупнейших российских игрока — ПГК и Федеральная грузовая компания (ФГК, 100% принадлежит ОАО РЖД). Последняя, в частности, увеличила перевозки в порты Украины на 48%, ПГК зафиксировала рост в 1,9 раза, ЗАО "Сибур-Транс" — на 43%, "Трансойл" — на 30%.

Как отмечает Юлия Прокашева, начальник отдела исполнения договоров, главный специалист представительства АО "ФГК в Украине" (филиал ФГК), временное увеличение зафиксировано по перевозкам угля только в порт Николаева. "В прошлом году этих объемов не было. Но перевозка была временной — на выполнение контракта, во втором полугодии этот объем не планировался",— говорит представитель ФГК. Транзит угля в порты Украины компанией не анализировался "за отсутствием необходимости", отмечает Юлия Прокашева.

"Последняя информация, которой располагаю,— по транзиту угля за первый квартал. По данным за первый квартал 2015 года, транзит угля через Украину составил 1,56 млн тонн, в том числе доля России — 98,5%. Из данного объема доля перевозок на порты — 71,5%".

Данные РЖД по снижению железнодорожной погрузки в адрес украинских портов подтверждает служба эксплуатации ГП "Администрация морских портов Украины". За восемь месяцев 2015 года в порты Украины перевезено почти 7 млн тонн грузов из России, что на 30% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Эксперт украинского аналитического центра "ЦТС-Консалтинг" Андрей Исаев отмечает, что объем транзитных железнодорожных перевозок грузов из России в порты Украины в текущем году непрерывно падает. Если в январе было перевезено около 1,5 млн тонн грузов, то в августе всего до 430 тыс. тонн.

Падение транзитной перевалки произошло в основном за счет снижения транзита нефти и нефтепродуктов, чугуна и серы. Существенное падение объемов перевозок отмечают и производители экспортного сырья, прежде всего производители удобрений. Так, в ОАО "Минудобрения" зафиксировали снижение перевозок по Украине на 21%, ПАО "Уралкалий" — в два раза.

В 2014 году основную долю (75%) перевалки обеспечивали пять видов грузов: руда, зерновые, черные металлы, уголь и контейнеры, говорят аналитики "ЦТС-Консалтинг". Основной номенклатурой грузов, перевозимых через порты Украины в текущем году, были уголь (37%), руда (22%), нефть (17%), черные металлы (11%) и удобрения (11%). За восемь месяцев текущего года снизилась погрузка нефти в 2,4 раза, удобрений на 29,5%, черных металлов в 1,6 раза, руды на 31,2%, угля на 3,1%.

Начальник коммерческого управления универсальных перевозок "Нефтетранссервиса" Дмитрий Мальцев говорит о том, что поставки угля уже в основном переориентированы из украинских портов в российские. "Раньше мы вывозили уголь в основном на Мариупольский порт. Сейчас мы туда уголь не возим, наши объемы распределились в российские порты. Основной объем угля мы повезли в сторону дальневосточных, северо-западных и северокавказских портов России",— рассказал он "Ъ".

Говоря о тех портах Украины, в которых наблюдается наибольшее снижение грузопотока со стороны России, аналитик "ЦТС-Консалтинга" Андрей Исаев также выделяет Мариупольский порт. "Объем перевалки транзитных грузов из России в украинских морских портах снизился примерно одинаково, за исключением Мариупольского морского порта, который пострадал больше всего: транзит упал практически на 100%",— отмечает аналитик.

В ФГК, в свою очередь, указывают, что перевалка грузов выросла в отечественных портах, прежде всего на юге России. Всего за восемь месяцев погрузка грузов на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна возросла на 10,7%. Экспорт угля увеличился на 5,9%, нефтегрузов — на 12,7%, черных металлов — на 30,2%, руды — на 7%, делятся статистикой в ФГК.

Глава Минтранса уже пообещал, что ответ на санкции против российских железнодорожных операторов может быть симметричным. Однако контрмеры могут оказаться бессмысленными: "Укразлизныця" и морские порты Украины и без этого уже потеряли существенную часть доходов.

Алла Галанова

Подпись

Попавшие под украинские санкции российские вагоны увезут с собой и грузы, и доходы украинских транспортников

Вся лента