«Направление правильное»
Минфин согласился на налоговые послабления для ипотечников
В частности, в ведомстве готовы избавить заемщиков, оказавшихся в сложной ситуации, от необходимости платить подоходный налог с выгоды, полученной в результате реструктуризации ипотеки. Об этом пишет газета «Коммерсантъ». Вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаной Барыкиной.
— Многие эксперты говорят, что послабление, на которое согласился Минфин, — не более чем формальность, поскольку банки крайне редко и неохотно идут на реструктуризацию, так что на большинстве заемщиков послабление это и не распространяется. Согласны с этим утверждением?
— Согласен с тем, что это распространяется на небольшую группу заемщиков, но надо думать о будущем, о том, что, в принципе, механизм реструктуризации ипотеки — это одна из составляющих собственно ипотечного кредитования. То есть человек берет по одной ставке, потом ситуация улучшается в стране, кредитная ситуация, и ставка снижается, при этом схема должна быть общей, и те, кто получает в этом случае выгоду, не должны платить никаких налогов, потому что это не доход для гражданина — это способ улучшить его ситуацию по выплате кредита.
То есть нельзя здесь подходить с теми мерками, с какими мы подходим к предпринимательской структуре, и применять их на ипотеку. Поэтому направление правильное, надо распространять на всю ипотеку, и тогда у нас заработает реструктуризация в полной мере, а это обязательный, необходимый элемент развития ипотеки.
— Ну, а есть такая возможность, что будут распространять реструктуризацию?
— Я не знаю, что распространяется на ту реструктуризацию, которая связана с валютной ипотекой и так далее. Надо посмотреть внимательно, насколько это распространяется в принципе.
Но будем работать над тем, чтобы это был общий принцип, потому что ипотека работает только тогда, когда человек мыслит вдолгую, что называется, он мыслит на годы вперед, и поэтому если мы ему дадим надежду на то, что у него ставка будет уменьшаться, значит, соответственно, больше людей пойдут в ипотеку, это значит, что больше людей будут внутри нашей страны инвестировать. То есть мы в итоге этот ручеек внутреннего инвестирования расширяем и расширяем его русло.
— Ну, а сейчас есть такая возможность, есть шанс, что сейчас люди пойдут в ипотеку на этом фоне?
— Дело в том, что одна из самых лучших мер вообще всех антикризисных, которые были, — это была, как сейчас показывают, мера по субсидированию процентной ставки по ипотеке. Все строители, все, с кем я общаюсь — у нас просто в «Деловой России» работает комитет по строительству, и мы недавно собирались с руководителем Минстроя — и 90% всех строителей говорят о том, что это была очень правильная мера: ипотеку поддержали, и у нас не просел строительный комплекс, строительная сфера, а она очень мультипликативная, она влияет на огромное количество отраслей, то есть мы, грубо говоря, ипотечной ставкой поддержали, даже можно сказать, экономику в целом.
Надо искать такие инструменты, которые вроде бы небольшое действие оказывают, но на всю экономику, поэтому очень правильный шаг: здесь надо думать не о количестве, а думать о том, что это принципиально правильный вектор и правильный шаг.
— Но скажите, а еще какие-то меры по улучшению ипотечной ситуации, что бы вы еще порекомендовали, предприняли?
— Понятно, что здесь нужно делать: надо переводить эту всю ситуацию в системную плоскость, чтобы это была не разовая мера, ежегодичная, когда мы берем и субсидируем ставку. Нужно просто действовать, как действовали во всем мире: банки выдают ипотеку, получают ликвидность от ЦБ, ЦБ дает этим банкам ликвидность, то есть дает финансовые ресурсы по низкой ставке. На выходе мы получаем ипотеку 3-5%, при этом банки тоже зарабатывают, у них тоже есть своя маржа. Так работает ипотека во всем мире.
У нас идет какое-то сопротивление этому, при том, что кризис, при том, что очень необходимая мера. Самое интересное, что задача по рефинансированию ипотеки поставлена и президентом, есть такое поручение, но пока не реализуется, потому что не можем отработать как-то во всех деталях, но Центральный банк и банки поддержат эту идею, и тогда мы не навсегда, но решим эту проблему, то есть дешевая ликвидность банкам, банки дают дешевую ипотеку — все ясно и понятно.
Эти деньги не попадут ни в коем случае на валютный рынок, то есть целевое их использование должно быть. И нужно обязательно выбрать правильно направление этой ипотеки, то есть это должно быть комплексное освоение территории, и это должно быть что-то в районе доступного жилья, то есть более низкий такой сектор, не элитное жилье. А там невозврат кредитов — 0,15%, очень высокая ответственность, и там это очень надежный фактически актив. Поэтому здесь рисков нет, деньги на валютный рынок не попадают, это способ поддержки вообще всей экономики.