Сдать учебники!
Школьники и их родители смогут жаловаться в Минобрнауки на ошибки в учебных пособиях
Замминистра науки и образования РФ Наталья Третьяк уверена, что сложная система экспертизы при отборе пособий позволяет не допустить включения «плохого учебника» в перечень книг, рекомендованных Минобрнауки. Учителя и издательства оценку ведомства разделяют. Но представители родительского сообщества то и дело обнаруживают проблемы, публикуя спорные цитаты из учебников в интернете, как это случилось на днях с «загрифованным» учебником обществознания для восьмого класса, содержавшим высказывания о социальной неполноценности людей с психическими заболеваниями (учебник в итоге был снят с продаж и направлен на дополнительную экспертизу). Теперь составители федерального перечня намерены создать на официальном портале рекомендованного списка учебных пособий специальный раздел, где каждый желающий сможет пожаловаться на неточности и ошибки. Последнее слово при этом все равно останется за профессиональным сообществом.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных для обучения в государственных школах Министерством образования и науки на 2014–2015 учебный год (действует и в текущем учебном году), включает 1376 учебных пособий. Годом ранее этот список включал почти три тысячи наименований. Более чем двукратное сокращение произошло за счет введения новых требований (наличие электронного приложения, методического пособия для учителя и принадлежность к завершенной линии учебников), пояснила замминистра образования и науки Наталья Третьяк на прошедшем в четверг в Москве круглом столе по повышению качества школьных учебников. Экспертиза пособий происходит на трех уровнях: педагогическом, научном и общественном. Чтобы попасть в список, на каждом этапе учебник должен получить не менее трех положительных экспертных заключений.
Однако, несмотря на усложнение системы отбора, ошибки в содержании пособий все равно случаются. Последним стал случай с учебником по обществознанию для восьмого класса издательства «Дрофа», в котором утверждалось, что люди с психическими заболеваниями не являются личностями. О содержании учебника, входящего в федеральный перечень, стало известно из публикации цитаты в соцсети мамой ученика. «Несмотря на то что учебник ранее уже получил все необходимые экспертные заключения и был включен в федеральный перечень учебников, издательство вышло на Минобрнауки с предложением о проведении дополнительной экспертизы и готово провести ее за свой счет»,— сообщил “Ъ” главный редактор издательства «Дрофа» Руслан Гагкуев. По его словам, это первый случай, когда издательство инициирует повторную экспертизу учебника, включенного в федеральный перечень.
Жаловаться на содержание учебников напрямую создателям перечня в ближайшее время позволит ресурс для сбора отзывов родителей и учеников, который начнет работать с 2016 года. Замдиректора департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Алексей Благин уверен, что возможность комментирования пользователями рекомендованных пособий поможет формированию перечня и сделает его максимально открытым. «Мы создали механизм, позволяющий любому желающему обратить внимание на учебник, но это не исключит его из перечня автоматически»,— отметила Наталья Третьяк. Заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк напомнил, что недавно была проведена повторная экспертиза 21 учебника, на которые пожаловались родители. Только 8 из вновь рассмотренных на научном совете пособий были исключены из перечня по рекомендации экспертов. Такую же процедуру ждет и скандальный учебник обществознания.
Эксперты и чиновники Минобрнауки напоминают, что учебник в современной российской школе играет существенную, но не первостепенную роль. Школа должна обеспечить достижение детьми образовательных результатов, регламентированных федеральным образовательным стандартом и проверяемых на ЕГЭ. Как именно школа и учителя будут обеспечивать достижение этой цели и какие учебники для этого использовать, решают сами образовательные учреждения. В условиях автономности школ единый перечень учебников необходим, но «пособий так много, что экспертиза приводит к формальности. При всех фильтрах мы видим курьезные примеры, которыми пестрит интернет»,— пояснил “Ъ” ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев. Представитель родительского сообщества уверен, что школа должна нести основную ответственность за то, «что и как она преподает». Директор московской гимназии №1520 имени Капцовых Вита Кириченко полагает, что «идеального учебника, решающего сразу все задачи, быть не может». А значит, главная роль в достижении образовательных результатов остается за учителем, многие из которых, как сама госпожа Кириченко при преподавании русской литературы в старших классах, предпочитают работать вообще без учебников.