«Индустрия в целом чувствует себя очень плохо»
Металлурги страдают от новой ставки НДПИ
Рост НДПИ заставит «Норникель» урезать инвестпрограмму. Об этом заявил исполнительный директор компании Павел Федоров. Кроме того, незапланированная нагрузка приведет «к сокращению числа проектов и снижению затрат по всему периметру», подчеркнул управленец. Ранее о возможном повышении налога на добычу полезных ископаемых для металлургов сообщили в Министерстве экономики. Правительство может пойти на подобный шаг для пополнения бюджета. Капитализация отраслевых компаний при таком развитии событий сократится на треть, считает эксперт инвестиционной компании «Китфинанс брокер» Владимир Капустянский.
«В принципе, при изменении ставки НДПИ компании, слухи о которых были, уже начали реагировать: капитализация их снизилась от 10% и более. Что касается сокращения инвестиционной программы, оно логичное, потому что, действительно, от девальвации компании выиграли, и государство хотело бы как-то изъять увеличение доходов в рублевом эквиваленте. Возможно, бизнес должен оговаривать ставку, конечно, драконовские методы не надо приводить, они могут привести к тому, что капитализация компаний сократится порядка на 30-40% в зависимости от самого непосредственно бизнеса», — опасается Капустянский.
Увеличение налога на добычу полезных ископаемых для металлургов может лишить компании средств для развития, а некоторые структуры довести до критического состояния, уверен аналитик по металлургии банка UBS Николай Сосновский.
«Индустрия в целом чувствует себя очень плохо. В России чуть лучше за счет серьезного ослабления рубля, но оно далеко не полностью компенсирует потерю выручки, поэтому результаты "Норильского никеля" даже с учетом ослабления рубля в текущих реалиях очень похожи на самые слабые годы. Металлургия, хоть нефтянка за последние годы и пострадала, все еще гораздо меньше нефтяного сектора, она очень фрагментирована, и многие компании себя не очень хорошо чувствуют, и субсектора отдельно, поэтому что-то такое ковровыми бомбардировками применять нельзя. Есть много тех, кто может очень быстро и очень серьезно пострадать, и их самих придется спасать», — предупредил Сосновский в эфире «Коммерсантъ FM».
Увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль Минфин предложил в сентябре 2015 года. Также ведомство выступало за увеличение экспортной пошлины. Игроки рынка настояли, что подобный сценарий лишил бы их дополнительной маржи от падения курса рубля.
По логике ведомства, девальвация рубля в конце прошлого года создала комфортные условия для компаний в отрасли: их налоги существенно снизились, а рублевые расходы на поддержание добычи изменились незначительно. По подсчетам Минфина, введение новой формулы налогооблажения могло принести бюджету в ближайшие три года свыше 1,5 трлн руб. В связи с опасениями за инвестиции в геологоразведку и новые проекты, почти все нефтяные компании обратились к Минэнерго с просьбой не поддерживать инициативу Минфина. Также против этой меры высказался глава Минприроды Сергей Донской, замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов, первый замминистра энергетики Алексей Текслер и глава Сбербанка Герман Греф. По итогам совещания правительства 28 сентября было решено не менять НДПИ для нефтяников.
Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович раскритиковал повышение налога на добычу полезных ископаемых для компаний сырьевой отрасли, в частности, нефтянки и металлургии. По словам чиновника, эффект от такой меры будет минимальный.