Малому бизнесу поставили негативный диагноз
Предприятия теряют доходы и инвестиционную привлекательность
Деловая активность малого и среднего бизнеса в третьем квартале продолжила снижаться, выяснили эксперты. В Москве и Санкт-Петербурге выросли сроки окупаемости бизнеса, а доходность снизилась. Самыми прибыльными предприятиями столицы остаются интернет-магазины и торговля цветами, в Санкт-Петербурге — кафе, продуктовые магазины, детские центры развития.
Как следует из исследования консалтинговой компании «2Б Диалог», деловая активность малого и среднего бизнеса в крупных российских городах в третьем квартале 2015 года по отношению к первому полугодию снизилась, а инвестиционная привлекательность ухудшилась. В мониторинге участвовали более 5 тыс. предприятий работающих на рынке не менее трех лет стоимостью не менее 0,5 млн руб. из Москвы и Санкт-Петербурга. Именно на эти два мегаполиса приходится основная доля предпринимательской активности в России.
Согласно полученным данным, в Москве срок окупаемости бизнеса вырос с 1,8–9,4 до 1,7–10,8 года. Доходность по большинству бизнес-направлений ухудшилась, например, автосервисов, автомоек, шиномонтажей — с 2,7 до 4,4–5,4 руб., инвестированного на 1 руб. выручки, а период окупаемости увеличился с 7,7 до 10,8 года. Срок окупаемости вырос у ресторанов — с 6,7 до 7,5 года, а доходность упала с 1,6 до 1,8 необходимой инвестиции на 1 руб. выручки. В целом, кроме направления розничной торговли продуктами, произошло снижение деловой активности на 20%, констатируют эксперты. «Предприниматели продолжают заниматься низкомаржинальным бизнесом»,— комментирует итоги исследования гендиректор «2Б Диалог» Борис Богоутдинов.
Причины ухудшения ситуации предприниматели видят в давлении государства на бизнес, в сложностях с получением финансирования, низкой квалификации работников. Также среди причин — попытки монополизации частного сектора (это обусловлено большим количеством моногородов), а также «низкое качество отечественных товаров в рамках программы вынужденного импортозамещения».
Прибыльных и привлекательных объектов инвестиций в мегаполисах становится все меньше, констатируют эксперты. В Москве — это юркомпании и магазины, занимающиеся интернет-торговлей и цветами. Их средняя окупаемость составляет 0,8–0,9 года, доходность — 0,3–0,4 руб. на 1 руб. выручки, а рентабельность — 31–42%. В Санкт-Петербурге инвестиционно-привлекательны кафе, продуктовые магазины, детские центры развития со средней окупаемостью 0,9–1,1 года, доходностью 0,2–0,3 руб. на 1 руб. выручки и рентабельностью 24–33%. В городах-миллионниках, по оценке исследователей, доходность бизнеса незначительно уступает Москве и Санкт-Петербургу — там, впрочем, в отличие от столицы, много перспективных пустующих ниш и не развита конкурентная среда. Что же касается небольших городов, то рентабельность малого бизнеса там сейчас сильно упала, констатируют эксперты, и не превышает 15–17% в среднем по каждому виду деятельности.
Бизнес-активность и дальше, скорее всего, будет снижаться, делают вывод эксперты. Как показал опрос 1,9 тыс. предпринимателей в ходе проведенного мониторинга, они настроены весьма пессимистично. Бизнес особенно беспокоит продолжающее снижение покупательной способности, неопределенность принимаемых мер по развитию предпринимательства, в том числе отсутствие ясности в отношении недавно созданной Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, остающаяся расплывчатость законодательной базы в части регулирования. «Созданная корпорация будет низкоэффективной, так как чиновники помимо создания инфраструктуры навязывают жесткий контроль и непонятную систему поддержки»,— отмечает Борис Богоутдинов.