«Для России эта цифра гораздо более болезненна»
Денежные потери ЕС в условиях санкций оказались больше российских
Россия пострадала от санкций меньше, чем западные партнеры. Страна потеряла от ограничений до $25 млрд, в то время как государства ЕС — до 100 млрд. Такие цифры на инвестиционном форуме в Сочи привел замминистра экономического развития Алексей Лихачев. «Мы внимательно следим и за формальной, и содержательной стороной отрицательного влияния санкции», подчеркнул финансист. Цифры, которые привели в Минэкономразвития, соответствуют действительности, считает заведующий лабораторией сравнительных исследований экономических систем экономического факультета МГУ Андрей Колганов.
«Против нас были введены ограничения по отдельным физическим лицам и компаниям на доступ к долгосрочным финансовым ресурсам и на поставки некоторых технологий. Россия заблокировала доступ тем странам, которые участвуют в санкциях, на рынок многих видов продовольствия. Поэтому непосредственные потери, скорее всего, действительно выше у наших контрагентов. С другой стороны, санкции, которые предприняли они, могут иметь негативные долгосрочные последствия, связанные с замедлением экономического развития России, получать долгосрочные финансовые ресурсы из других источников дороже», — пояснил Колганов.
Действующие санкции против России в основном ударили по ее финансовому сектору. Это отметил заместитель директора Института «Центр развития» Высшей школы экономики Валерий Миронов.
«Для России ущерб проявляется в том, что компании были вынуждены не перекредитовываться, а погашать ту валютную задолженность, которую по графику нужно погашать. Видно, что по сравнению с кризисом 2008-2009 годов сейчас разрыв в этих сокращениях задолженностей в период кризиса составляет порядка 88 млрд. Пока санкции носят условно краткосрочный характер, никаких других эмбарго, кроме продукции двойного назначения, для разработки нефти и газа, и финансовых введено не было», — пояснил Миронов в эфире «Коммерсантъ FM».
Сравнительные данные Минэкономики об ущербе от санкций не совсем корректны, поскольку экономика России гораздо слабее, чем финансовая система Евросоюза. Так считает независимый экономист Владислав Жуковский.
«Размер экономики Европейского Союза — почти $17,5 трлн. Размер экономики России даже до обвала рубля составлял порядка $2 трлн. После того, как у нас рубль упал с 33 до 65 руб. за доллар, и средний курс рубля к доллару за первые восемь месяцев текущего года почти 59-60 руб. за доллар, то автоматически наша экономика стала по размеру в долларовом эквиваленте меньше практически на 35-40% железно. Поэтому если даже мы потеряли с Европой оба по $50 млрд, то для России эта цифра автоматически будет в 15 раз более болезненна в силу масштабов рынка», — считает Жуковский.
В апреле президент Владимир Путин оценил ущерб России от западных санкций в $160 млрд.