"Адвокаты исключаются из списка кандидатов"
Прямая речь
Как отбор в судьи выглядит изнутри, "Огонек" узнал у Тамары Морщаковой, судьи Конституционного суда РФ в отставке
Судейский корпус в основном пополняется за счет тех, кто приходит из системы правоохранительных органов — из органов следствия, дознания, прокуратуры. Существует даже негласный запрет, приводящий к исключению из списка кандидатов в судьи людей, которые занимались или занимаются адвокатской деятельностью. Можно было бы сказать, что причина этого запрета чисто психологическая и исходит из отношения тех, кто принимает законы, к сословию адвокатов. Очевидно, они им не доверяют, как представители государственной власти не одобряют деятельность тех, кто в судебных процедурах всегда оказывается на противной публичной власти стороне.
Статистика подтверждает, что оправдательных приговоров мало. Но их отсутствие не единственный признак, что в области правосудия есть неверно отрегулированные процессы. Такова общая тенденция: суд чаще стоит на позиции органов, которые поддерживают обвинение. Другой вопрос: идет ли это лишь от того, что судьями становятся преимущественно, если говорить обобщенно, представители обвинительной власти? Они, как видно, поддерживают представителей своей юридической профессии, выступающих на стороне обвинения. Но, конечно, не только этим обусловлена такая тенденция. Она обусловлена всей судебной практикой, ориентированной на то, что государству возражать не надо, в том числе когда оно поддерживает обвинение. Это связано с отсутствием в России гарантии независимости суда как объективного арбитра, как говорят красивыми словами, стоящего над схваткой.
Действительно, в судьи у нас часто выходят из секретарей судебных заседаний. И они знают только тот опыт, который сами получают на этих должностях в аппарате судов. И если действующие судьи не обнаруживают никаких установок на независимое осуществление правосудия, если все время демонстрируют нежный альянс с представителями обвинения, если они считают, что можно настаивать на наиболее строгих мерах в согласии с органами следствия, когда они об этом просят, значит, так же считают и те, кто рядом с этими судьями прослужил какое-то время, а потом сам становится кандидатом в судьи.
В советские годы должность судьи можно было получить только по решению ответственного партийного органа высокого уровня, и не важно, с помощью каких формальных процедур назначение на должность опосредовалось затем. Сейчас другой порядок. И хотя вот такие негативные черты, как в советское время, исчезли, появились другие. Это прежде всего абсолютная зависимость назначения кандидатов от председательского корпуса судей. Как будто они являются работодателями. И если кандидат не понравился председателю, значит, работать судьей не будет,— это никуда не годится. Отбор кандидатов должен осуществляться исключительно независимыми органами судейского сообщества, независимыми экзаменационными комиссиями, независимыми квалификационными коллегиями. Но все это у нас не обеспечено.