Комитет Алексея Кудрина измерит напряжение на местах
Эксперты КГИ предложили свою систему оценки субъектов федерации
Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина представил новую методику оценки социально-экономической и политической напряженности в регионах. Оценивать регионы предлагается два раза в год. Господин Кудрин сообщил, что опубликован первый рейтинг будет в октябре, а КГИ возьмет на себя большую ответственность, «потому что кто-то точно будет им недоволен». Краснодарский край эксперты КГИ относят к числу регионов, в которых сложилась наиболее напряженная обстановка.
Один из разработчиков методики оценки, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Николай Петров, отметил, что в кризис обстановка в регионах становится все более неравномерной. Он отметил, что мониторинг нужен, чтобы реагировать на ситуацию в тех регионах, «где она сильно отклоняется от нормы». Регионы предлагается рейтинговать по трем критериям: внутриполитическая ситуация, социально-экономические риски и протестная активность. Авторы методики предлагают после оценки регионов проводить анализ ситуации там, где она наиболее напряженная, с привлечением местных экспертов.
Критерий «внутриполитическая ситуация» включает в себя несколько составляющих. КГИ будет оценивать уровень независимости депутатов Заксобрания, права оппозиции и конкуренцию на выборах, а также систему местного самоуправления, конфликтность элит и количество кадровых замен. Авторы пришли к выводу, что худшая внутриполитическая ситуация сложилась в Марий Эл и в Мордовии. Один из авторов методики, политолог Александр Кынев, считает главным в оценке политической ситуации в регионе наличие или отсутствие там внутриэлитных конфликтов. По количеству таких конфликтов лидируют Иркутская и Свердловская области, Якутия, Дагестан, Москва и Санкт-Петербург. «В Якутии есть институты, которые позволяют эти конфликты разрешать, а в Дагестане политические институты плохо работают и ситуация взрывоопасная»,— говорит эксперт КГИ.
Высокие социально-экономические риски, как считают авторы методики, в Амурской, Рязанской, Астраханской и Еврейской автономной областях и в Чукотском автономном округе. Директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич называет проблемой «отсутствие хорошей статистики». «Если в регионе с плохими институтами власти и сложной ситуацией в элитах еще и ухудшаются экономические показатели, он попадает в зону риска»,— отмечает Александр Кынев.
В целом же, по словам экспертов КГИ, наиболее напряженная обстановка сложилась в Бурятии, Краснодарском крае и Белгородской области. Господин Кынев подчеркнул, что эксперты не собираются никого из губернаторов оценивать лично, как это делают составители рейтинга выживаемости глав регионов из фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова и авторы рейтинга эффективности губернаторов из прокремлевского Фонда развития гражданского общества Константина Костина: «У нас, скорее, рейтинг качества управления территориями». Алексей Кудрин отметил, что, опубликовав первый рейтинг в октябре, КГИ возьмет на себя большую ответственность, «потому что кто-то точно будет им недоволен».
«Я приветствую другие взгляды на обстановку в регионах, чем их больше, тем лучше,— заявил „Ъ“ губернатор Архангельской области Игорь Орлов.— Но ставить рейтинги во главу угла я бы не стал, настолько многогранна наша жизнь, что даже самые лучшие рейтинги не дают полную картину региона».