Признания остались в силе
Обвиняемый по делу Бориса Немцова поверил девушке, а не своей защите
Вчера стало известно, что предполагаемый пособник убийц Бориса Немцова Шадид Губашев не захотел отзывать свои данные ранее показания, подтверждающие причастность к преступлению двух его братьев — родного старшего Анзора Губашева и двоюродного Заура Дадаева. Его защитник, посчитавший изложенные сведения нелогичными и противоречивыми, целый месяц убеждал клиента по крайней мере дать возможность проверить их на повторном допросе, однако девушка Губашева-младшего, с которой ему на днях организовали встречу, наоборот, порекомендовала другу сотрудничать со следствием. Обвиняемый в итоге поверил ей, а не своему адвокату.
На повторном допросе в СКР предполагаемый пособник убийц Шадид Губашев заявил следователю, что подтверждает свои данные еще в апреле признательные показания и не собирается менять их в дальнейшем. Там же зашел разговор и о смене адвоката Магомеда Хадисова, с которым родственники Губашева-младшего еще в июле заключили соглашение. Обвиняемый заявил, что планирует отказаться от защитника, который не поддерживает занятую им позицию, и даже написал соответствующее заявление. В конце допроса Шадид Губашев, правда, сообщил, что разрывать отношения с господином Хадисовым пока не будет.
В своих показаниях предполагаемый пособник убийц, напомним, признает собственную причастность к преступлению. По его данным, накануне убийства Бориса Немцова он ездил по поручению предполагаемого киллера Заура Дадаева в аэропорт, чтобы встретить там еще одного участника заговора — прилетевшего из Грозного Беслана Шаванова. Последний, как считает следствие, следил за господином Немцовым в день его убийства, затем вместе с остальными скрылся в Чечне, а когда предполагаемых убийц начали задерживать, случайно подорвался на собственной гранате. Шадид Губашев не только встретил подельника, но и оплатил его перелет в аэропорту Внуково, затем покупал для всей компании продукты. То есть, согласно его собственному признанию, являлся классическим соучастником преступления.
Помимо прочего, по словам Губашева-младшего, братья Анзор Губашев и Заур Дадаев вызвали его к себе буквально через четыре часа после убийства, чтобы подробно рассказать об обстоятельствах преступления. Как утверждал признавшийся, двоюродный брат Дадаев сообщил ему, что стрелял в господина Немцова именно он, при этом Анзор Губашев подвозил киллера, а Беслан Шаванов выследил будущую жертву. Наконец, Шадид Губашев представил следствию и вероятный мотив убийства — он указал, что вскоре после теракта, происшедшего в редакции французского сатирического журнала Charlie Hebdo, его родственники начали "ругать" Бориса Немцова, призывавшего, по их словам, публиковать оскорбительные для мусульман карикатуры.
Отметим, что показания Шадида Губашева подтверждали два других признания, сделанные ранее главными обвиняемыми — Зауром Дадаевым и Анзором Губашевым. Однако они согласились на сотрудничество со следствием в тот период, когда у них еще не было адвокатов по соглашениям. Как только к защите подключились нанятые родственниками юристы, их клиенты начали отказываться от показаний. Дадаев заявил, что признался под пытками, а Губашев-старший сообщил, что от него информация была получена обманным путем. В обмен на показания предполагаемому соучастнику убийства, по его словам, некие оперативники пообещали отпустить из-под ареста младшего брата Шадида, но своего обещания не выполнили.
Таким образом, Шадид Губашев остался единственным признавшимся, который в дальнейшем не дезавуировал свои показания, и за его "голос" в прошлом месяце развернулась серьезная борьба.
Адвокат предполагаемого пособника Магомед Хадисов посчитал признания своего клиента непоследовательными и противоречивыми. По его данным, преступники никогда не стали бы посвящать в обстоятельства только что совершенного ими убийства постороннего — пусть даже и родственника. Защита отмечает и серьезные расхождения в показаниях обвиняемых. Так, например, Анзор Губашев и Заур Дадаев утверждали, что разработанный ими план мести господину Немцову они хранили в тайне. С учетом этих противоречий господин Хадисов все это время настаивал на повторном допросе своего клиента, полагая, что там удастся прояснить отмеченные им нестыковки.
Однако клиент, как утверждают защитники по делу, не торопился соглашаться с адвокатом. Шадид Губашев постоянно втолковывал своему представителю, что в случае признания он получит 7 лет лишения свободы, а в случае отказа от сотрудничества — 15. В конце концов Губашев-младший просто поссорился со своим защитником, обвиняя юриста едва ли не в том, что тот хочет "посадить" клиента.
На днях странному, на взгляд его защиты, поведению Шадида Губашева нашлось объяснение. Как выяснилось, в последнее время с ним "работали" не только следователи и адвокаты, но и близкая подруга Ксюша из подмосковного Одинцово, с которой Шадид Губашев постоянно просил свидания. Девушке позволили дважды навестить приятеля в СИЗО, и во время этих встреч она, как утверждает близкий к расследованию источник "Ъ", настоятельно рекомендовала Губашеву сотрудничать все же со следствием, а не с защитой.
Адвокат Хадисов заявил "Ъ", что он тем не менее попытается добиться проверки признательных показаний обвиняемого. Сделать это защитник планирует на очной ставке между братьями Губашевыми.