Царь зверей
Создатель крупнейшего в Европе парка львов запустил Наталью Радулову в клетку к хищникам
Когда-то, стоя на площади Симферополя, он размахивал российским флагом и обещал спустить на "бандеровцев" львов и тигров. Потом возмущался новыми российскими порядками и собирался уехать из Крыма. Писал письма Путину. Ругался с чиновниками. Один из самых успешных бизнесменов Крыма, создатель крупнейшего в Европе парка львов, пригласил корреспондентов "Огонька", чтобы рассказать, как живет сейчас, и пустить в клетку к хищникам
"Лучшая защита от льва — тапок директора,— Олег Зубков, владелец крымского сафари-парка "Тайган", предлагает поближе подойти к хищникам.— Погладьте льва, такая возможность, может, раз в жизни бывает. Да не бойтесь, вы журналисты или кто?! Поверьте, я знаю характер каждого, знаю, с кем можно поиграть, а кого лучше не трогать. До вас здесь много народу побывало. А загрызли не больше дюжины. Шутка". В парке "Тайган" более 3 тысяч животных и птиц, но все же главный аттракцион — саванна парка, где живут львиные прайды. Только избранные гости директора могут войти на эту территорию, где свободно прогуливаются десятки львов. Остальные посетители наблюдают за этим со специальных мостиков сверху, фотографируются, смеются и подбадривают корреспондентов зычными криками: "Сзади!"
"Вам, дорогая, в Эрмитаж надо"
"Тайган" расположен на территории заброшенной военной части. Все это великолепие создано семьей Зубкова, и хозяин с гордостью обходит владенья свои: "Мы с 2006 года строимся. Я сумасшедший, это понятно, это мое любимое дело, но и жена помогает, два сына... Вот у нас вольер павлинов, рядом домик тещи, она всегда во всем виновата. Зайцы кору с деревьев обгрызли? Значит, тещу на ковер: "Мама! Вы куда смотрите!" В этих старых казармах у нас попугаи. В доме птиц мы возвели альпийские горки, посадили пальмы. У гималайских и бурых мишек в вольерах — души, которые работают весь день, подливая воду в бассейны. А гамадрилы? У них два китайских мостика, речка. Чтоб я так жил!" Зубков признается, что как сорока тащит в свой парк все самое красивое — в основном из Китая. Скамейки из мрамора, статуи, фонтаны: "Тут больше мрамора, чем в любом дворце Крыма!"
А о своих питомцах он рассказывает с отцовской гордостью: "Вот эта белая львица Джуна очень дружелюбна и никогда не откажет в фотосессии. Или взять льва Малыша — он сам подходит и позволяет с собой делать что угодно: тискать, гладить, целовать, даже разрешает садиться на себя сверху. Садитесь на него! Хватит дрожать. Это же контактный зоопарк, тут можно трогать зверей".
В парке есть и огромные амурские тигры, и бенгальские, леопарды и пантеры, ягуары, пума — количество хищников перевалило за сотню. Расходы на их питание колоссальны — в день около тонны мяса. И это не считая других нахлебников: от огромных медведей до хищных птиц. Но все животные выглядят сытыми и здоровыми. Львы, во всяком случае, драк на кормежке не устраивают. А кто похитрее, как юные львы Чук и Гек, все время крутятся возле киоска, где продается мясо "Для кормления". Сердобольные посетители не жадничают, куски мяса летят вниз довольно часто. "И смотрите, как округлились эти растущие организмы",— похлопывает хозяин зоопарка своих львов по бокам.
Вожак, главный на данный момент лев парка — Рыжик,— кормежкой не интересуется. То ли от посетителей уже получил свою порцию, то ли не хочет попадать в объективы фотокамер. С утра он занят любовными утехами. Отвлекается лишь, чтобы погонять других львов. Когда-то с Рыжиком пытался соперничать Персик, высокий, крупный лев. "Это Кличко среди львов,— улыбается Зубков.— Он пытался сместить Рыжика с трона, но Рыжику здорово помогали Чип и Дейл, два его друга, молодых белых льва. Это сейчас они вожаку стали не нужны и он гоняет их, как и всех остальных. А бедный Персик получил тогда хороших тумаков и понял, что роль лидера — не для него. Это как в политике — слабые уходят".
Зубков берет на руки пушистого "котенка": "А это дочка слепой львицы Семы. Сему водили по пляжам Евпатории и фотографировали с курортниками. Когда она огрызалась, ей стучали палкой по голове и в итоге отбили глазной нерв. Львица поступила к нам совершенно слепая. На свой страх и риск я выпустил ее к другим львам. И вот недавно она родила эту прекрасную малышку". Лев Сэм раньше жил в днепропетровском цирке, где ютился в тесной клетке. В "Тайгане" он не сразу нашел свое место — львы постоянно соперничают, выясняя, кто из них круче. "Но благодаря своему уму и сообразительности Сэм не только выжил, но и нашел свою нишу в саванне, где теперь он уважаемый лев". Существуют тут и нетрадиционные отношения. Цезарь — гордый лев, но лидером быть не смог: слишком добродушный. Да и самки его не очень интересовали, зато глянулся ему Казимир, здоровенный тигролев. Казимир в драках не участвует и уже, наверное, сам привык, что посетители и сородичи принимают его за крупную львицу. В общем, Цезарь и Казимир сошлись, они всюду вместе. "Это нечто большее, чем простая львиная дружба",— объясняет Зубков.
А вот тигрицы Фрося и Яна недавно подрались. Их рык слышал, кажется, весь полуостров. "Хорошо, что наша сотрудница Оксана была недалеко, она как раз меняла воду другим тиграм. Оксана бросилась к разъяренным самкам и, заревев, наверное, еще громче, чем они, окатила Фросю и Яну водой. Девушки от такого напора обалдели и разошлись по своими вольерам". Случаются в парке и трагедии. Несколько львов в этом году погибли в борьбе за территорию: "Молодые набираются сил, пытаются сместить вожака. С этим ничего не поделаешь". Летом один из крокодилов был убит львами — все это произошло на глазах посетителей, и многие тут же стали писать возмущенные комментарии. Зубков подтвердил, что львы "удачно поохотились на крокодила" и объяснил, что в этом нет ничего необычного: "У нас шесть трехметровых крокодилов живут в водоемах, в саванне. Один оказался дураком и решил перебраться из одного озера в другое. Этого путешественника выследили львицы, удушили и съели. И сотни посетителей видели это. Да, крокодила жалко — он стоит 3 тысячи долларов. Но это природа! Так оно и происходит. А если вам плохо от одного вида мяса, если вы воспитаны, например, в Санкт-Петербурге, ходили в Эрмитаж, тогда вам, дорогая, в Эрмитаж и надо идти, а не в зоопарк".
"А на "бандеровцев" львов натравлю"
Львы на Зубкова нападали всего несколько раз — некоторых действительно охладил пластиковый тапок, других привел в чувство русский мат. Куда чаще директора атакуют чиновники. Украинские власти тоже донимали проверками, но в итоге все спускали на тормозах. Может, были сговорчивее. Или добрее. Привезет Зубков чиновника в парк, даст погладить льва, тигряток маленьких в руки даст — после такого таяли даже самые жестокосердные: "Ой, ладно, оставьте его с его львами, пусть живут". С российскими чиновниками эти нежности не катят. Львов гладить они не торопятся, а вот постановлениями забрасывают. То заставляют снести автостоянки — за свой счет. То заводят административное дело "по анонимке бомжа". То требуют убрать все рекламные борды, дорожные указатели и огромные, будто голливудская надпись на холме, рекламные буквы "Парк львов Тайган". Зубков только рукой машет: "Дел на меня заведено — не знаю сколько! Со счета сбился! Обвиняли в нелегальной перевозке и содержании животных. Потом якобы эпидемию туберкулеза среди обитателей зоопарка заподозрили — в Ялте у меня еще зоопарк "Сказка" есть, там жена всем руководит". Когда контейнеры из Китая с товаром для зоопарка простояли на въезде в Крым целых пять месяцев, Зубков не выдержал — написал открытое письмо президенту России: "Уважаемый Владимир Владимирович! У меня как у предпринимателя сложилось твердое убеждение, что страна у нас большая, а все решения принимаете только Вы. Остальные чиновники... боятся друг друга и собственной тени... Так Крым у нас развивать не получится" — и только после этого ситуация разрешилась.
Сейчас семью Зубковых обвиняют в фиктивной регистрации иностранных граждан. "Да, у нас жили молдаване, я их зарегистрировал в своем доме. Кто ж лучше молдаван может строить? А меня опять в суд. Уголовное дело! Патент, мол, нужен был какой-то или что. А я откуда знал? Следователь показал мне уголовное дело листов на 25, начал задавать вопросы. А я сижу на этом допросе и думаю: так тебе и надо, Зубков, больше всех бегал с флагами и хотел в Россию..." Теперь уже не сам директор, а простые крымчане петицию на имя Путина подписывают: "Помогите остановить регулярные нападения на парк львов "Тайган" и его директора".
Зубков действительно радостно приветствовал "крымскую весну". Участвовал во всех митингах, был в штабе "Общероссийского народного фронта" и даже получил медаль "За защиту Крыма". На главной площади Симферополя он установил свой автобус — на всякий случай. А когда бойцы "Правого сектора" грозились приехать на полуостров, чтобы навести порядок, Олег публично пообещал натравить на "бандеровцев" своих львов. Украинские националисты в долгу не остались и внесли Зубкова в список "пособников оккупантов" — на этом же сайте были данные на экс-нардепа Украины Олега Калашникова и писателя Олеся Бузину, которые были убиты в Киеве. Тогда бывшие однокурсники по высшему военно-морскому политическому училищу решили взять Зубкова под свою охрану. "Я не верю во всякие националистические угрозы, но против охраны не возражаю",— заявил Зубков и тут же предложил установить памятник президенту Путину "как собирателю земель русских, за возвращение Крыма в Россию", а амурских тигрят, которые родились в ночь референдума, назвал Референдум и Весна.
Паспорт гражданина РФ Зубкову вручали прямо в его парке. Когда заиграл российский гимн, посетители, весь парковый амфитеатр вскочил, будто поднятый волной. Крымчане так громко пели "Славься, Отечество", что мощного львиного рычания и слышно не было. Зубков чуть не плакал: "Я русский человек, я снова дома, снова в большой стране!.. Наши львы пережили тяжелую зиму. Однако гостей масса и, значит, сезон будет! Вот буквально час назад у нас родился японский макак. Хочу передать его Федеральной миграционной службе России!.."
"На Родину не обижаются"
Позже стало ясно, что сезон так себе — туристов в два раза меньше, чем ожидалось. А уж когда в "Тайган" зачастили с проверками уже российские чиновники, Зубков взорвался — тогда его слова вовсю цитировала украинская пресса: "Если властям не нужные такие объекты, пусть скажут мне, дадут выехать в конце концов из Крыма, я буду строить спокойно, в другом месте. Воспользуюсь предложением господина Коломойского и его окружения и буду строить зоопарк в Днепропетровске, или в Херсоне, или в любом другом регионе, где я буду востребован, если Зубков не нужен Крыму со своими объектами". Потом, правда, предприниматель остыл: "Чего не ляпнешь в сердцах. Я, когда нервничаю, пытаюсь себя сдерживать. Но не получается. Я ж все-таки высшее военно-морское политическое училище окончил! Терплю, терплю, а потом все равно срываюсь. Знаете, есть такая болезнь, "правдорубие", вот ею я болен и это уже не лечится. А что касается России — это моя родная страна, я в ней родился и вырос, на Родину не обижаются... Да, может, пока не получается так развиваться, как хотелось бы. Этот сезон тоже оказался не лучшим — 200 тысяч посетителей, а при Украине до полумиллиона доходило!.. Да, может быть, где-то хуже стало, но все познается в сравнении, где-то еще хуже, чем мне". Сейчас у Зубкова опять идут какие-то мелкие бюрократические разборки. Но говорить о них он отказывается: "Я, будучи человеком прямолинейным, боюсь дать этому необъективную оценку. Пусть пройдет время, страсти поулягутся. А пока, как говорится: "Лишнее лучше съесть, чем сказать"".
И все-таки как бы Зубков ни возмущался: "Я разогнался при Украине, а сейчас неделями жду машину "ракушки", потому что в карьере никак лицензию получить не могут!", но потихоньку его территория расширяется: сейчас к его 32 гектарам правительство дает еще 54. Помимо этого Зубков намерен построить зоопарк в Севастополе и ландшафтный "Суворовский парк" с бюстом полководца на месте бывшего яблоневого сада совхоза "Предгорный": "При Украине зарплату селянам нечем было платить, вот и выделили им по нескольку яблонь, которые они на дрова срубили,— голое место осталось! А посреди того сада — памятник природы "Суворовский дуб", под ним по легенде в 1777 году великий русский полководец вел переговоры с представителями турецкого султана. Как этот дуб колхозники не спилили, я не знаю. Но теперь-то его надо сохранить! Сделать местом паломничества. И я готов это сделать! Все, что мне нужно,— только административная поддержка властей Крыма. И не мешать".
Еще более амбициозная задумка — строительство "крымского Колизея", комплекса, внешне повторяющего архитектуру римского Колизея, со сценой и трибунами, рассчитанными на 5 тысяч зрителей. "Арена будет трансформироваться,— Зубков, кажется, уносится в иную реальность, когда рассказывает об этом.— Сначала будет вода, волны, корабли, морские животные, дельфины плескаться будут! Потом вода уходит в специальные резервуары, пока зрителей отвлекает своим пением какой-нибудь Филипп Киркоров в перьях. Не люблю его, но красивый, зараза! Оп — и на сцене уже львы. Может, гладиаторы какой-нибудь номер покажут. А вверху — гостиница с панорамными окнами. Кто бы не хотел жить в "Колизее"? А внизу — постоянно действующий "Крымский Эрмитаж"".
Зубков не только фантазирует: "Иногда заснуть не могу — картинки, картинки перед глазами", но и действует. Сейчас он уже строит аналог Диснейленда — парк развлечений "Белая скала". На территории бывшего строительно-монтажного управления уже вовсю идут строительные работы, хотя Олег понятия не имеет, как ему удастся привезти в Крым "американские горки": "Ну я начал, а там посмотрим". На месте будущего парка уже стоит 55-тонный фонтан, мраморные колонны и замок с привидениями, который когда-то был заброшенным столярным цехом. Через пару лет, уверен бизнесмен, здесь появятся мармеладные дома, избушки сказочных персонажей, искусственные реки. "Мне никто не верит, а я строю. Потому что это мой жизненный принцип: никогда не останавливаться на достигнутом. В конце концов, я же реализовал свою мечту, построил зоопарк в Ялте, построил "Тайган", посадил тысячи деревьев, обеспечил работой сотни людей. Я стремлюсь и кручусь, потому что люблю работать много и каждый день. Разве не нужны России такие, как я? Мне нравится чудить, творить — так пусть власти используют эти мои качества, только маленько управляют мною, чтоб не заносило. И будут тогда в Крыму и мармеладные дома, и Колизей, и Суворов, гордость наша, под дубом будет стоять... Все будет. Вот увидите".