«Конфликт в Донбассе, скорее всего, перейдет в стадию замороженного»

Президент Украины Петр Порошенко считает, что минские соглашения по Донбассу можно выполнить до конца года, если прилагать к этому усилия. Поворотным моментом от «режима прекращения огня к перемирию» стала встреча «нормандской четверки» в Париже. «Это уже новые реалии, мы к этому шли долгие полтора года», — отметил Порошенко. Однако теперь следует учитывать, что в эти новые реалии вписана Сирия, уточнил политолог Георгий Бовт.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

После парижской встречи «нормандской четверки» конфликт в Донбассе, скорее всего, перейдет в стадию «замороженного». Если удастся на сей раз добиться реального прекращения огня, на что все, похоже, готовы. Этого сделать весной не удалось, а графики отвода вооружений тогда были сорваны. В этом случае все участники конфликта, кроме разве что Киева, могут смириться с заморозкой как с наименьшим злом. Не стреляют — значит, нет прежнего драматизма, значит, СМИ не давят на политиков, вынуждая их реагировать. Ведь современная политика подстроена под массмедиа. Не будь их, конфликт Запада и Москвы из-за Украины развивался бы иначе. Не исключено, что циничнее и легче. Европа не сможет разорваться сразу между несколькими кризисами — с беженцами, на Украине и в Сирии, где как раз драматизм нарастает, а война в теленовостях выглядит драматично.

Детали минского процесса важны. Готовых решений относительно проведения выборов в Донбассе «по законам Украины» в Париже не нашли. А наказали самопровозглашенным республикам, главам МИД и экспертам договариваться. Киеву предстоит принять конституционную реформу и какой-никакой, но особый статус Донбасса. И это станет наиболее приемлемым вариантом для Москвы, которую можно тогда будет поздравить с выполнением задачи-минимум. Большой Новороссии, как мечталось в прошлом году кому-то, не получилось, но «ежа в штаны Порошенко», если пользоваться терминологией Хрущева времен Карибского кризиса, засунуть удалось. С этим «ежом» ему теперь жить долго. Притом что самопровозглашенным республикам на сей раз будет отдан жесткий приказ из Москвы: на провокации не поддаваться, самим их не устраивать, повода для обвинений не давать.

Договариваться будут трудно. Договорившись, будут нарушать соглашения. Однако теперь в этом будет виновата не только Москва. Киеву придется разделить свою часть ответственности. В Париже уже прозвучала — из уст Меркель — мысль, что все стороны были виноваты в нарушениях минских договоренностей. Усталость Запада от Украины в целом и от Порошенко лично предсказуемо нарастает. В том числе потому, что специфика понимания украинцами европейских ценностей и манер поведения отличается в неприятную для ЕС сторону даже по сравнению с восточноевропейцами.

Сам минский процесс, как о том и намекали в Москве, возможно, продлят за рамки установленного дедлайна 31 декабря. Но это, видимо, будет зависеть не только от событий на Украине, но и в Сирии, куда сейчас перемещается главная болевая точка отношений Москвы и Запада. По сравнению с перспективами разрастания этого кризиса даже вопрос о санкциях — снимут ли их или нет — как-то становится второстепенным. В России исходят из того, что они надолго. По большому счету, в той или иной мере они будут длиться, пока будет длиться правление Владимира Путина. Повод для пролонгации найдется. Либо мы дадим, либо нам его придумают.

Вся лента