«"Трансаэро" надеялась, что государство поддержит и вмешается»
«Аэрофлот» будет перевозить клиентов авиакомпании-банкрота до 9 октября
Туроператоры оформляют билеты на рейсы «Трансаэро» только до 9 октября. Об этом агентству «Интерфакс» заявил руководитель Ростуризма Олег Сафонов. Будут ли проводиться полеты после этой даты — неизвестно, отметил Сафонов. Самая тяжелая ситуация — у туроператора «Библио-Глобус». Компания приобрела у «Трансаэро» 200 тыс. билетов на рейсы до конца декабря. В «Аэрофлоте» пообещали перевозить клиентов «Трансаэро» по расписанию до 9 октября. Затем к решению проблемы должны подключиться и другие российские авиакомпании, отметил в интервью «Коммерсантъ FM» руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
«"Библио-Глобус" осуществил очень большую предоплату авиаперевозчику — 4,8 млрд. Нужно понимать, что это деньги вообще-то не "Библио-Глобуса", это деньги нескольких сотен тысяч людей, которые уже купили турпродукт с перевозкой по линии "Трансаэро". Авиакомпания обязана выполнить перевозку. То есть за счет авиационной отрасли должна быть осуществлена перевозка тех клиентов "Библио-Глобуса", которые купили их турпродукт. "Библио-Глобус" продавал турпродукты, исходя из существующих договоров, продавали даже уже и зимнюю программу. Основной объем перевозки должен быть осуществлен до ноября текущего года», — подчеркнул Сафонов.
1 октября было принято решение о начале банкротства «Трансаэро». До 15 декабря часть перелетов компании будут осуществлять другие перевозчики, в том числе и «Аэрофлот». В Ростуризме отметили, что с «Трансаэро» также работали такие крупные туроператоры, как «Интурист» и Coral Travel. Турфирмы тоже несут ответственность за трудности, с которыми столкнулись их клиенты. В этом уверен директор аналитического департамента инвестиционной компании «Регион» Валерий Вайсберг.
«Туристические компании, пользуясь тем, что у "Трансаэро" большие потребности в наличности, в притоке денежных средств, получали преференциальные условия, выдавали брони на 2016-й и далее годы. Никоим образом нельзя поощрять ни туристического оператора, который так поступал, ни тех клиентов, которые не могли не понимать, что та стоимость билетов, которую предлагает "Трансаэро", является заниженной. То есть они просто злоупотребляли в надежде на то, что государство поддержит, вмешается. Кто-то должен за это заплатить. Получается, по факту, что все сваливается на "Аэрофлот". Это неправильно», — пояснил Вайсберг «Коммерсантъ FM».
По данным газеты «Коммерсантъ», на октябрь проданы и оплачены более 400 тыс. билетов авиаперевозчика «Трансаэро». Почти половина из них — туристические рейсы. Клиенты, которые не смогут улететь по оплаченным билетам, должны обращаться в суд, отметил партнер московской коллегии адвокатов «Легис Групп» Сергей Никитенков.
«Остается только путь возвращения денежных средств через суд, через предъявление исполнительного листа и участие в процедуре банкротства. Это долго и нудно. Реальность возвращения денег определяется наличием денег у ответчика. Все физические лица, может быть, занимают по требованиям 1% от остальных юрлиц, в том числе и государства, по налогам и так далее. Если мы говорим об очередности взыскания, то сначала будет выплачена зарплата работникам, потом по определенной процедуре будут выплачены деньги пропорционально обращениям и их очередности», — рассказал Никитенков «Коммерсантъ FM».
Общий долг «Трансаэро» составляет 260 млрд руб. Из них 85 млрд — задолженность перед банками. Среди крупнейших кредиторов авиакомпании — ВТБ, Сбербанк, МКБ, Абсолют-банк и МТС-банк. В прошлом году авиакомпания «Трансаэро» перевезла более 13 млн пассажиров.