Легенда о платьях
"Божественная Майя" в Шереметевском дворце
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства представил один из главных своих проектов нового сезона — выставку "Божественная Майя", приуроченную к грядущему 90-летию Майи Плисецкой. Экспозицию посетила КИРА ДОЛИНИНА.
Эта выставка о Балерине и Моде. Именно так, с большой буквы, пишутся особо важные слова в каталоге к экспозиции в Шереметевском дворце. Она была задумана еще при жизни героини, и Майя Плисецкая собиралась приехать на ее открытие. Сегодня выставка получилась посмертной, и мемориальный ее характер наложил свои краски на все экспонаты. По большому счету выставка получилась уже не столько о моде, сколько о легенде, созданной вокруг главной советской балерины другими и ею самой.
Идея проста и красива — отношения высокой моды и Майи Плисецкой были близкими (она носила платья от Шанель, Сен-Лорана и прежде всего от Пьера Кардена, который сделал для нее более 20 костюмов) и длительными — начиная с первого полученного в дар от Коко Шанель в 1961 году шелкового "мундира" и до конца ее жизни. Этим отношениям посвящена первая часть экспозиции. Вторая же есть чистая фантазия — посвящение и подношение балерине от современных российских дизайнеров, из которых только Татьяна Парфенова имела честь видеть свои наряды на реальной Плисецкой.
Дворцовые залы, огромные экраны, на которых то тенью, то явью танцует Плисецкая, роскошные витрины с еще более роскошными платьями. Преобладает черный цвет — оммаж Черному лебедю, без которого непредставима ни одна русская балерина, и "Кармен", без которой непредставима только Плисецкая. 11 платьев из театрального и личного гардероба самой Майи Михайловны. Самые главные из них — сценические костюмы, придуманные для разных балетов и выступлений Плисецкой Пьером Карденом, большинство из которых было передано балериной в дар петербургскому музею в 2000-х годах. "Анна Каренина" (1972), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1985). Историзованные подробные костюмы Карениной, "простоватое" в голубую с белым клетку платье Нины Заречной, один на весь балет костюм для чеховской Анны Сергеевны, который на протяжении спектакля драматически менял свой облик в полной зависимости от одного из двух имеющихся к нему поясов или же, наоборот, от полного отсутствия всякого пояса. Текучий костюм Воды, в котором Плисецкая должна была играть роль Воды в советско-голливудском фильме "Синяя птица" (1976, роль не состоялась). И, наконец, самое любимое и самое знаменитое из haute couture-платьев балерины — черное бархатное концертное платье, "стянутое в талии атласным зеленым поясом и черным же тафтовым треном". В нем она вышла на сцену в 1995 году во время нескольких гала-концертов ее совместного с Пьером Карденом проекта "Мода и танец". Эта вещь настолько царственная, настолько не музейная по своей стати и ощущению, что ее носили почти вчера, что она одна способна держать всю экспозицию в пространстве живой памяти, а не пыльных витрин.
Гораздо сложнее сказать это о платьях, сочиненных петербургскими мастерами. Новехонькие, в буквальном смысле с иголочки платья в большинстве своем до нелепости пафосные. Избежать этого удалось только Татьяне Парфеновой (ее подводное видение — вообще не столько платье, сколько чисто художественный объект, дань памяти одной из самых блистательных клиенток ее модного дома) и Татьяне Котеговой, которая придумала платье для "Кармен", которое и линией, и резкостью кроя, и силуэтом садится на ту, которой его не носить, но которой оно посвящено. Почти все остальные модельеры пошли по пути тяжеловесной нарративной подложки под вещи либо совершенно стандартные для них самих, либо в этой своей литературности мертворожденные. Груда перьев (лебедь, ох этот лебедь!) у Алены Ахмадуллиной. Банальное спереди, но зато с вырезом до копчика сзади черное летящее платье Ларисы Погорецкой. Черное же платье до колена, но с "балетной пачкой" поверх узкой юбки, самой заметной деталью которого является мощная (как и крест на груди самого автора) подпись Игоря Гуляева на поясе. Девичьи цветочные россыпи у Стаса Лопаткина и его "Студии красивой одежды". Золотой шар хвоста платья Ольги Маляровой. Здесь вряд ли стоит вопрос, надела ли бы это Плисецкая,— тут беда со вкусом, тем самым вкусом, о безупречности которого так много говорят устроители выставки. И вот эта проблема как раз разрешается тут раз и навсегда — фотографии и видео Плисецкой полностью съедают все эти платья-посвящения. С победой выходит только она одна.
И, если честно, по этим фотографиям становится понятно, что Плисецкая могла носить все что угодно, но оставалась при этом той самой "божественной" Майей. Она любила хорошие и дорогие вещи, уважала моду и готова была с ней играть, в 1950-е она шила у портних или покупала заграничные шмотки у знаменитой на всю светскую Москву фарцовщицы Клары, раз в два-три года перешивала одну и ту же шубу, в 1960-е появились подарки от заграничных поклонников и покупки на гастролях, знакомство с Карденом подарило феерические опыты с театрализацией высокой моды. Она выходила на люди в легендарных нарядах, но чаще всего ее видели в брюках и длинных свитерах. А вот эффект был один и тот же: взгляд, движение рук, склоненная чуть набок голова — толпа у ее ног. Не зря ее так любили кутюрье — она могла сделать царственным любое их платье. Царственными они остались даже после ее смерти.