По Кайманам шарят
ОЭСР представила новые рекомендации по борьбе с налоговой оптимизацией
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила рекомендации по дальнейшему развитию проекта BEPS — в его рамках 80 стран мира, в том числе страны G20, намерены с 2016 года согласовать правила борьбы с налоговой оптимизацией и транснациональным занижением налоговой базы. В сравнении с проектами 2014 года BEPS стал подробнее — международным компаниям, в том числе российским, угрожает согласованная борьба G20 с трансфертными ценами, схемами ухода от налогов, использующими интеллектуальную собственность, "цифровым" уходом от НДС.
8 октября на встрече министров финансов G20 в Лиме ОЭСР официально представит полный пакет рекомендаций по "проекту BEPS" — схеме согласованных действий стран G20, 14 полностью примкнувших к проекту стран и 61 страна-наблюдатель (включая такие важные для мировых компаний юрисдикции, как Гонконг, Сингапур, Британские Виргинские острова) против размытия налоговой базы транснациональными компаниями. Предварительные отчеты ОЭСР сентября--декабря 2014 года оценили масштабы проблемы, с которой они предполагают бороться: это от $100 млрд до $240 млрд налогов на прибыль (от 4% до 10% совокупных сборов этого вида налогов в странах ОЭСР и партнерах). Сейчас ОЭСР представила пакет рекомендаций по 15 направлениям борьбы с налоговой оптимизацией, в качестве рекомендованного G20 будет обсуждать его на саммите в Турции в ноябре 2015 года. После этого в 2016-2017 годах рекомендации уже G20 будут внедряться в национальные законодательства.
Год назад инициативы ОЭСР были довольно общими (см. "Ъ" от 22 сентября 2014 года) и касались в основном усиления контроля за уплатой налогов по месту их получения через модернизацию соглашений об избежании двойного налогообложения, а также расширения обмена странами информации о налогоплательщиках (стандарт обмена данными ОЭСР в автоматическом режиме будет применяться с 2018 года).
В новых рекомендациях ОЭСР, представленных вчера главой налогового центра ОЭСР Паскалем Сент-Аманом, те же 15 направлений значительно детализированы.
В первую очередь ОЭСР предлагает единообразно бороться с трансфертным ценообразованием, позволяющим международным группам в трансграничных операциях "перебрасывать" прибыль в юрисдикции с льготным налогообложением. В версии 2015 года, в частности, представлены рекомендации по борьбе со схемами с использованием прав интеллектуальной собственности в офшорных юрисдикциях, а также по занижению базы по налогу на прибыль через транснациональные внутрикорпоративные займы — и те и другие схемы достаточно активно используются российскими международными группами. В последнем случае даны рекомендации по налогообложению контролируемых иностранных компаний с привязкой параметров к EBITDA. Кроме этого, ОЭСР предлагает идентифицировать схемы "цифрового" ухода от НДС в электронной торговле и изменять национальные законодательства так, чтобы НДС уплачивался по месту конечного потребления товаров — с развитием интернет-торговли уход от НДС или его аналогов стал распространенным решением.
Наконец, ОЭСР продолжает разрабатывать рекомендации по практическому применению новых принципов налогообложения в рамках проекта BEPS с учетом бизнес-реалий и возможных перетоков капитала из юрисдикций с изменяющимся уровнем налогообложения. Рекомендации по "переходным периодам" и стимулам для "постоянной прописки" групп в юрисдикциях, впрочем, будут готовы не ранее 2016 года.
В заявлении ОЭСР по проекту BEPS указано: разработчики не считают продвижение участников в этой сфере "слишком быстрым", впрочем, рекомендации по борьбе с занижением прибылей строятся на том, что G20 будет внедрять их одновременно во избежание получения преимуществ отдельными странами. При этом отвергаются обвинения в наложении на транснациональные компании "неподъемного бремени отчетности" и резкого увеличения объемов обязательного раскрытия информации о структурах их групп, соглашений и мировых операций. Отметим, 3 октября на инвестфоруме в Сочи представители "Газпрома" заявили, что будут просить у правительства поддержки на национальном уровне в спорах с властями Великобритании по вопросу раскрытия информации об их материнских структурах, в том числе в РФ. Великобритания в 2015 году, а ранее Испания в 2014 году уже ввели действующие с 2016 года принципы раскрытия информации о внутригрупповой структуре и внутренних операциях транснациональных групп, сходных с теми, что предлагает проект BEPS для всех его участников, в том числе стран ОЭСР и G20. ОЭСР вчера также заявила, что рекомендуемые правила раскрытия информации не несут дополнительных рисков утечки коммерческой информации, но оставила ответственность за нее на национальном уровне.
Для России активность в рамках проекта BEPS имеет специфические риски: налоговые инициативы G20 и ОЭСР, реализуемые в странах с существенно более отработанными налоговыми процедурами, заставляют российский Минфин быстро и непредсказуемо закрывать пробелы в национальном законодательстве, существующие с 1990-х годов и сформировавшие за последние 15 лет периметры корпоративных групп РФ в нескольких юрисдикциях. Кампания по "деофшоризации" и "офшорной амнистии" 2014-2015 годах во многом была вызвана участием России в G20, проект BEPS несет для бизнеса РФ схожие риски.