Что произошло с бизнесом семьи Сафиных
Правила игры
Ралиф Сафин начинал путь в бизнесе в ЛУКОЙЛе, где в 1990-е был первым вице-президентом и возглавлял различные дочерние структуры. Он покинул компанию в 2002 году, продав свою долю и став сенатором от Алтайского края. В Совете федерации господин Сафин проработал до 2014 года, тем временем семейные структуры инвестировали в самые разные направления бизнеса, от автопроизводства до девелопмента.
«Марр Капитал» семьи Сафиных была активна на девелоперском рынке почти 10 лет назад. В 2007 году вместе с «Патеро-девелопмент» Пааты Гамгонеишвили она построила торговый центр «Времена года» на Кутузовском проспекте на участке, принадлежавшем «Октан+альфа», которую возглавлял Юрий Тюменцев. Сейчас им владеет инвестиционный фонд Romanov Property Holdings Fund, который принадлежит группе частных инвесторов во главе с бывшим владельцем «Тройки Диалог» Рубеном Варданяном.
«Марр Капитал» была партнером группы «Конти» Тимура Тимербулатова по строительству поселка лэйнхаусов «Ильинка» в Красногорском районе Подмосковья. «Марр Капитал» до сих пор указана на сайте «Конти» как партнер. В группе не смогли оперативно ответить на запрос “Ъ”. Бизнес-центр «Марр плаза» был продан пенсионному фонду «Норильского никеля», который владеет объектом до сих пор. На участке по Новорижскому шоссе, который принадлежал «Марр Капитал», сейчас строится торговый центр «Рига Молл» (162 тыс. кв. м), проектом занимается Юрий Тюменцев. «Он не имеет отношения к семье Сафиных»,— утверждает источник, знакомый с проектом бизнесмена. По данным CBRE, «Рига Молл» планируется сдать осенью 2016 года.
Еще одну группу активов господина Сафина объединяла «МаррТЭК». Среди них были, например, ООО «Разрез “Степановский”» и ООО «Кузбасс Авто» (в декабре 2007 года ООО «МаррТЭК» за 357,5 млн руб. приобрело лицензию на участок Хмелевский в Кемеровской области с запасами 344 млн т угля — 54 млн т бурого и 290 млн т каменного угля). По условиям лицензии ее владелец был обязан через 8,5 лет построить на участке шахту. «Кузбасс Авто» заключило лицензионное соглашение о сборке машин с Hyundai-Kia, в 2012 году выпущено 360 автобусов County под маркой KUZBASs и грузовиков Porter.
Однако несколько лет назад у предприятий группы возникли финансовые проблемы, и в ней самой в 2014 году была начата процедура банкротства, а 10 сентября суд принял решение о продаже имущества единым комплексом. Его рыночная цена определена на уровне около 1,2 млрд руб. На «Кузбасс Авто» продолжается внешнее управление, в начале сентября кредиторы обсуждали возможность восстановления сборки машин, но реальные перспективы этого пока неясны.