Расписание недели
9 — 15 октября
Центральное событие запланированного на пять месяцев фестиваля "Видеть звук", открытого ГЦСИ в рамках специальной программы Московской биеннале. Фестиваль представляет аудиоарт во всех возможных проявлениях: инсталляции, спектакли, перформансы, концерты, лекции художников и композиторов. На главной выставке в самом ГЦСИ — множество художников со всего мира, так или иначе материализующих звучание в объекты (или же наоборот — лишающих искусство привычного тела). В центре — инсталляция нидерландской художницы Йоланды Уриц, в которой звуковые волны приводят в движение воду в чаше, а ее колебания в свою очередь производят спонтанное искусство, воспроизводящееся на специальных экранах.
ГЦСИ, 9 октября — 15 ноября
Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой / спектакль
Немецкий композитор и режиссер Хайнер Геббельс создает великий театр, в котором играют свет, вода, дым, музыкальные инструменты, огонь — ну и иногда актеры. В литературном монтаже, созданном из дневниковых записей Валери, Витгенштейна, Лихтенберга и самого Макса Блэка (создателя основ теории хаоса, что важно), есть один актер, партитура из живых звуков, которые на наших глазах (в смысле — на наших ушах) ловит и преображает семплер, а также огромное разнообразие живущих и действующих объектов — от живого огня до чучела птицы.
Электротеатр "Станиславский", 9 и 10 октября, 20.00
Эллиотт Эрвитт. Ретроспектива / выставка
В ЦДХ открывается самая крупная ретроспектива Эллиотта Эрвитта из когда-либо виденных в Москве — 136 фотографий, сделанных по всему миру с 1946-го по 2001 год. Фотограф, бывший три срока президентом "Магнума", являлся идеальным носителем классических заповедей родоначальников агентства — снимать "Лейкой", запрет на постановочную фотографию и последующее кадрирование.
Подробнее — в статье Киры Долининой.
ЦДХ, с 9 октября по 10 декабря
Современный голландский композитор Антуан Бойгер — последователь Кейджа, пишущий музыку, в большой степени построенную на паузах, тишине, пустотах. В последнее время Бойгер стал важной фигурой для московской сцены академической музыки, его вещи исполняются здесь далеко не в первый раз, но это событие — самое эксцентричное, разрушающее привычную структуру академического концерта. Исполнение девятичасовой "Ночной музыки" начнется в 23.00 и продлится до утра. Приходить и уходить можно когда угодно. Романтически-хитроумная музыка Бойгера ставит под вопрос испытываемое посетителем концерта принуждение к чинности и пунктуальности. Выходит своего рода сосредоточенный чилл-аут.
Электротеатр "Станиславский", 23.00
Андрей Машнин начинал в 1980-х как бард в духе Башлачева, общался с Цоем, работал в кочегарке, а потом в середине 1990-х сделал главную русскую хардкор-группу, отчетливее всех воплотившую ярость и отчаяние времени. Он писал замечательные самозабвенно-озлобленные тексты, его вопль всегда кажется поэзией. Бывшие объектом вполне ощутимого культа, "МашнинБэнд" в какой-то момент просто перестали выступать и записываться. Сейчас они воссоединились после десятилетнего перерыва. Первый концерт состоялся в Петербурге месяц назад. Этот — первый в Москве.
Клуб "Театръ", 19.00
Проект East India Youth придумал молодой музыкант-интроверт Уильям Дойл. И назвал его в честь лондонского района, в котором жил, когда записывал свой первый альбом,— длинные красивые песни в диапазоне от умиротворенного эмбиента до экстатического техно. За такую нежную привязанность к дому коллеги по цеху прозвали его комнатным электронщиком. И все же иногда Уильям из дома выбирается, даже довольно далеко: он уже успешно выступал в Москве на фестивале Ahmad Tea в начале этого лета, теперь же состоится его сольный концерт.
Клуб "Шестнадцать тонн", 20.00
Новый фильм Петра Буслова, режиссера "Бумера" и "Высоцкий. Спасибо, что живой". Преуспевающий бизнесмен летит в частном самолете вместе с дочерью. Он очень недоволен тем, как она живет, девушка отказывается что-либо менять, в результате отец требует у пилота совершить экстренную посадку и высылает дочь в самостоятельную жизнь. Местом ее поисков себя как нельзя удачно оказывается Гоа. Рядом примерно тем же — при помощи йоги, наркотиков, мотоциклов и задушевных бесед — занимается еще десяток растерянных соотечественников.
Гамлет / кинотрансляция
Бенедикт Камбербэтч в роли Гамлета выступает на сцене театра "Барбикан", а HD-версия спектакля одновременно с этим доступна кинозрителям во всем мире. В постановке Линдси Тернер, очень умеренно вносящей черты современности в оригинал, принц Камбербэтча — воплощение кризиса поколения, которое предпочитает устойчивой идентичности изменчивость, подвижность, раздробленность. Это позволяет виртуозному протагонисту снять вопрос о том, что в Гамлете правда, а что ложь, здоров ли принц или безумен. И то, и другое, и третье.
Минетти / спектакль
Имя автора пьесы превращает эту премьеру в событие-загадку. Легендарный анфан террибль Томас Бернхард — лучший австрийский прозаик и драматург послевоенного времени — считается автором почти непереводимым. Что до сих пор обеспечивает ему огромную известность, которая обрывается сразу же за границей немецкоязычного пространства. Пьеса "Минетти" написана о театре как таковом, о лживости так называемой реальности и о сложной, двусмысленной жизни выдающегося актера Бернхарда Минетти, который в свое время в этой пьесе и играл. Теперь всю эту "цветущую сложность" Римас Туминас перенес в предлагаемые обстоятельства вахтанговской сцены.
Театр им. Евг. Вахтангова, 19.30
Багровый пик / фильм
Режиссер "Лабиринта фавна" и "Хеллбоя" Гильермо дель Торо возвращается к тому, что у него лучше всего получается: к костюмированной страшной сказке. Написанный самим дель Торо "Багровый пик" — классический викторианский хоррор. Конец XIX века, молодая писательница Эдит (Миа Васиковска) выходит замуж за аристократа Томаса (Том Хидделстон) и переезжает к нему в особняк. Там — все атрибуты дома с приведениями: страшные голоса, кровь из кранов, летающие скелеты и кузина, хранящая темные секреты.
Джонни Гринвуд / концерт
Если приезд Radiohead в Россию — скорее несбыточная фантазия, то попасть на концерт их величайшего гитариста Джонни Гринвуда, да еще вместе с симфоническим оркестром London Contemporary Orchestra, хоть и сложно (билетов уже почти не осталось), но вполне реально. Мультиинструменталист и автор захватывающих саундтреков к фильмам Пола Томаса Андерсона Джонни Гринвуд в сет-лист московского концерта, помимо собственных композиций, включил опусы своих "любимчиков" из авангардистов — Оливье Мессиана, Стива Райха и Джона Кейджа.
YotaSpace, 20.00
Прогулка / фильм
В прокат выходит биографический триллер "Прогулка" Роберта Земекиса о 45-минутном путешествим между башнями Всемирного торгового центра, которое в 1974 году совершил французский канатоходец Филипп Пети. Как рассказывает сам режиссер, об этой истории он узнал из детского комикса и сначала сомневался в ее реальности. Потом, уже прочитав книгу Пети, он убедился в невероятной притягательности и его истории, и его самого в качестве героя: с одной стороны, обычного человека, а с другой — одержимого изгоя.
Подробнее — в интервью Роберта Земекиса Галине Галкиной.