Лоукост в горле

Во что обходятся дешевые авиабилеты

Авиакомпания "Победа", объявив о тарифе 1 рубль за перелет, только в первый день акции продала 10 тыс. билетов. Купившись на низкие цены лоукостеров, многие пассажиры уже на месте с удивлением обнаруживают, что доплачивать приходится за каждый "чих". В результате "дешевый" полет может оказаться дороже обычного.

Пассажир, покупающий авиабилет за рубль, должен быть готов к любым неожиданностям

Фото: Reuters

СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ

Банкротство одной из крупнейших российских авиакомпаний, "Трансаэро", неминуемо приведет к росту цен на авиабилеты. Это недвусмысленно дал понять гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в интервью газете "Коммерсантъ": "Я попробую доходчиво объяснить все последствия дешевых билетов для авиации. Чтобы билет был дешевым, для этого должны быть основания и мотивы. Сегодня ни у кого из игроков рынка таких оснований нет. Минимальный уровень цен билетов для рынка — это цены лоукостера "Победа", поскольку компания экономит на всем. Если цена ниже этого уровня, значит, компания летает себе в убыток".

На самом деле низкие цены на билеты лоукостера, как ни странно, вовсе не гарантия того, что полет обойдется дешево. "Летели в Волгоград с супругой, и уже при покупке билетов пришлось доплачивать за то, чтобы сидеть рядом. Еще больший сюрприз ожидал с багажом: узнав, что у нас перевес в пять кило, мы оплатили его через терминал в аэропорту. Но предъявленный при регистрации чек был проигнорирован: дескать, подтверждения оплаты не прошло — пришлось платить второй раз, уже наличными. Похоже, что разницу здесь добирают всеми возможными способами, и в итоге наш перелет оказался вчетверо дороже ожидаемого",— делится впечатлениями от взаимодействия с "Победой" книгоиздатель Алексей Дьячков.

Причем вчетверо считается не от рубля: средняя цена билетов здесь начинается от двух с половиной тысяч. "Рублевый" тариф — исключительно маркетинговая акция, реклама чистой воды. "Безусловно, продажи перелетов за 1 рубль абсолютно убыточны для авиакомпании,— говорит гендиректор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев.— Вместе с тем это возможность привлечь к себе внимание, да и масштаб такой маркетинговой акции может вполне окупиться благодаря охвату, который бы стоил намного больше при работе с традиционными маркетинговыми каналами. Нашим операторам часто приходится объяснять клиентам особенности обслуживания авиакомпаний-лоукостеров. Их подход пока непривычен большинству российских пассажиров, которые ожидают на борту самолета получить формат "все включено"".

При этом акция "Билет за 1 рубль" — это вовсе не изобретение российского лоукостера. "Такие тарифы характерны и для европейских авиакомпаний: например, у немецкого авиаперевозчика AirBerlin есть тариф за €1",— поясняет руководитель проектов турсервиса "Туту.ру" Александр Гладилин.

Билет доплатой красен

"Учтите, за каждый скормленный витамин я потребую множество мелких услуг. Вы, я вижу, бескорыстно любите деньги",— говорил, помнится, Остап Бендер Шуре Балаганову. Слегка перефразированное, это выражение вполне применимо и к лоукостерам: у бюджетных перевозчиков можно получить привычное российскому пассажиру "все включено" — но за каждую опцию придется доплачивать.

Все та же "Победа", предлагая "рублевый" тариф, сразу предупреждает, что стоимость билета — это не только оплата услуг перевозчика, но также таксы и сборы. "Наш тариф — 1 рубль, а размер такс и сборов разнится в зависимости от выбранного направления",— говорят в компании. "Если авиаперевозчик объявляет о тарифе в 1 рубль, то это вовсе не означает, что сам билет будет стоить 1 рубль. Аэропортовых сборов/такс набежит вполне на приличную сумму. И такой билет почти наверняка будет невозвратным. Пассажир в редких случаях сможет претендовать только на возврат аэропортовых сборов, да и то не всех",— рассказывает Александр Гладилин. По его словам, главная составляющая стоимости такого билета может быть скрыта в топливном сборе, который, тоже, как правило, не подлежит возврату.

Приобрести билеты можно на сайте или в колл-центре. Во втором случае сразу начинает щелкать счетчик: звонок в колл-центр платный, от 55 до 60 руб. без НДС за одну минуту, "включая время ожидания и разговора с оператором". При онлайн-бронировании взимаются сборы по обработке платежа — от 2% до 4% в зависимости от способа оплаты.

Отдельных денег стоит выбор места. В дневное время (с 9:00 до 23:00) за первые и последние три ряда придется выложить 999 руб. Ряды 15-й и 16-й у аварийного выхода, а также с 4-го по 10-й обойдутся в 799 руб., ряды 11-14-й стоят 399 руб., все остальные — 199 руб. Эти тарифы действуют при заказе места заранее в интернете (+200 руб.) или через колл-центр (уже 400 руб.). В аэропорту при регистрации все места еще дороже. В ночное время (с 23:05 до 8:55) цены чуть ниже. Впрочем, если эту услугу игнорировать, то система предоставит место бесплатно, но случайным подбором. Предусмотрен и штраф за опоздание на рейс — 4000 руб.

Отдельная морока с багажом — бесплатно можно провезти не больше 10 кг; дополнительная плата — от 999 руб. за стандартное (до 15 кг) место до 2500 руб. за провоз, например, велосипеда. "Стоит обратить внимание, что оплатить провоз багажа на сайте лоукостеров гораздо дешевле, чем в аэропорту,— говорит Александр Сизинцев.— Например, у "Победы" стоимость одного места багажа на сайте от 999 руб., а в аэропорту — от 1500 руб. Другой лоукостер — Iberia — за бронирование места багажа в аэропорту дополнительно возьмет €15, а AirBerlin при бронировании багажа менее чем за 30 часов до вылета попросит заплатить €25".

AirBaltic и Estonian Air позволяют пройти бесплатную регистрацию на рейс непосредственно в аэропорту, если пассажир летит из России. Здесь такое требование к перевозчику закреплено на законодательном уровне. Если вылет осуществляется не из России, то бесплатно можно зарегистрироваться только через сайт авиакомпании. Но и тут есть технические ограничения: например, могут возникнуть сложности при регистрации через сайт у пассажиров, летящих с младенцами. "В этом случае нужно звонить в службу поддержки авиакомпании и уточнять, в чем именно проблема",— подсказывает Сизинцев. При объективной же невозможности пройти онлайн-регистрацию лоукостер предложит зарегистрироваться на рейс непосредственно перед полетом и тогда денег за услугу не возьмет. Во всех остальных случаях нужно будет заплатить около €10 за каждого пассажира.

"Тех, кто летит с чемоданом и не может самостоятельно пройти онлайн-регистрацию на рейс, может ждать разочарование. Например, купив билет за 5 тыс. рублей, пассажир, вполне вероятно, вдвое больше заплатит за провоз багажа — место багажа может стоить €30-60, плюс за регистрацию в аэропорту около €10",— предупреждает Александр Гладилин

Чтобы закончить с дополнительными тратами "на земле", стоит упомянуть, что лоукостерам, как правило, дают самое неудобное время для вылета и прилета — а это значит, что добраться в аэропорт на общественном транспорте будет проблематично, и придется еще разориться на такси.

Поднявшись впервые на борт бюджетного перевозчика, даже опытный пассажир получает новые впечатления. Начать с того, что у лоукостеров нет разделения на пассажирские классы. К тому же здесь, что называется, намертво закреплены все сиденья — ни откинуться, ни, наоборот, жестче поставить спинку.

Все напитки и еда на борту, естественно, за дополнительную плату. "Лоукост — это в первую очередь готовность жертвовать комфортом,— говорит глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.— Но если вам не важно месторасположение, вы путешествуете налегке и, главное, забронировали место заранее онлайн — это весьма выгодная услуга".

Правда, в России эта выгодная услуга пробивает дорогу тяжело. Первые опыты лоукостеров в России оказались неудачными: авиакомпании SkyExpress, "Авианова" и "Добролет" по разным причинам не прижились. В последнее время свернули свою деятельность и родственные лоукостерам низкобюджетные форматы. Речь идет в первую очередь о тарифе "дисконт" "Трансаэро", после банкротства которой, по меткому выражению Виталия Савельева, ни у кого из авиаперевозчиков оснований и мотивов держать низкие цены на билеты нет.

Впрочем, на нашем рынке еще остается ряд иностранных лоукостеров, позволяющих относительно недорого летать за границу. "Среди иностранных авиаперевозчиков лоукост в России представлены AirArabia, AirBaltic, AirBerlin, EasyJet, FlyDubai, GermanWings, Norwegian, Pegasus, Vueling, WizzAir",— перечисляет Александр Сизинцев. Однако в нынешней ситуации они не спешат ни расширять географию полетов по России, ни в целом развивать здесь это направление.

В таких условиях стоит ждать повышения тарифов не только от классических авиакомпаний, но и от "Победы". Уже сегодня с начала года средние цены на ее авиабилеты, например, в Сочи выросли с 3893 руб. до 5179 руб. и сравнялись со средними ценами других перевозчиков.

Вся лента