«Ростовский порт» держится за землю
Муниципалитет и владельцы ОАО не могут договориться об обмене участками
Проект развития ростовской набережной приостановлен, поскольку собственники земли — акционеры группы компаний «Ростовский порт» — не желают безвозмездно передавать городу земельный участок по адресу ул. Береговая ,30, на котором расположен порт и где предполагается создать общественную зону отдыха к 2018 году. Представители компании просят обменять 11,6 га земли центрального района города на 15 га земли промышленной зоны «Заречная». Муниципалитет настаивает на приобретении данного участка через аукцион, областное Минимущество утверждает, что возможны как обмен участками, так и покупка земли без торгов.
Как стало известно „Ъ“, в ходе совещания по вопросам развития российского пассажирского водного транспорта, в котором участвовал губернатор Ростовской области Василий Голубев, была оглашена проблема переноса ОАО «Ростовский порт» из центра Ростова в промышленную зону «Заречная». Перенос портовых мощностей за черту города предписывают ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» и Генплан развития Ростова. Согласно последнему, вдоль правого берега Ростова планируется создать городскую рекреационную зону.
По данным Kartoteka.ru, ОАО «Ростовский порт» создано в 1993 году, его учредителем является Министерство имущества Ростовской области. Компания входит в перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики в 2008 году. Порт включает в себя четыре территориально независимых грузовых района: центральный расположен на ул. Береговой, 30, занимает площадь 11,69 га; район Аксайский ковш находится в станице Ольгинской на земельном участке 7,9 га; Ростовский ковш занимает 2,7 га земли по адресу ул. Шоссейная, 49; четвертый грузовой район размещен на 6 га земли в промзоне «Заречная», на ул. Луговой, 42. По словам председателя совета директоров ОАО «Ростовский порт» Олега Грызлова, договоренность о переносе центральной грузовой части порта в промзону «Заречная» путем обмена земельных участков была достигнута с городской администрацией с момента образования компании. «На проведение проектно-изыскательских работ для строительства порта в промышленной зоне муниципалитет выделил ОАО «Ростовский порт» 37 га земли, компания смогла освоить и приобрести в собственность 6 га, инвестиции составили 1 млрд руб.»,— рассказал „Ъ“ господин Грызлов. Он отметил, что сегодня из обещанных городом 37 га земли осталось лишь 15 га, остальные участки проданы ГК «Юг Руси» и ООО «Ростовский универсальный порт». «Мы по-прежнему предлагаем городским властям обменять 15 га промзоны на 11,6 га, расположенные на Береговой, однако муниципалитет хочет, чтобы мы отдали этот участок безвозмездно, а землю в промзоне приобрели через аукцион. Но акционеры компании, более 300 человек, не принимают такой вариант, поскольку для его реализации компании потребуется 1,6 млрд руб.»,— пояснил Олег Грызлов. Он добавил, что совет директоров ОАО «Ростовский порт» принял решение участвовать в предстоящих торгах, но участок в центре города отдавать муниципальным властям не намерен.
По мнению управляющего Южной дирекцией юридической фирмы Vegas Lex Максима Григорьева, в сложившейся ситуации городские власти могут инициировать изъятие земельного участка. «Согласно земельным правилам, когда у государства или муниципалитета возникает необходимость решения проблемы при строительстве крупных инфраструктурных объектов, участки, находящиеся в собственности граждан и компаний, изымаются из пользования, если другого способа решения задачи нет»,— отмечает юрист. «Принудительный выкуп участка, отвечающий публичным интересам, возможен после оценочной экспертизы, если собственники земли будут не согласны со стоимостью, они вправе оспорить ее через суд»,— говорит старший юрист адвокатского бюро «Юг» Сергей Радченко.
Специалисты областного Минимущества пояснили „Ъ“, что ст. 39.21 Земельного кодекса РФ допускает обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок частного владельца в случае его изъятия для государственных или муниципальных нужд. Они также уточнили, что предоставление участков для строительства портовой инфраструктуры в промзоне «Заречная» может быть осуществлено без проведения торгов в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и региональным законом №312 от 25 февраля 2015 года «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения, масштабные инвестиционные проекты».