Наркоманов вылечат с трудом
ФСКН предлагает воссоздать лечебно-трудовые профилактории
Вчера глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов предложил восстановить существовавшие в СССР лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). С этой идеей он выступил на заседании Государственного антинаркотического комитета (ГАК). Господин Иванов хочет использовать ЛТП для реабилитации наркозависимых, которые сейчас, как с сожалением отметил глава ФСКН, вместо лечебных учреждений пополняют СИЗО или колонии. Медики считают, что ЛТП абсолютно неэффективны, поскольку работа в них построена на принципе принуждения и изоляции.
"Представляется целесообразным воссоздать государственную отрасль освобождения от наркозависимости и вновь начать работу с этим контингентом не через пенитенциарную систему, а через специализированные программы реабилитации",— заявил Виктор Иванов, выступая на заседании ГАК. Он напомнил, что ЛТП были одним из ключевых звеньев советской системы реабилитации наркозависимых. На построение новой системы реабилитации ФСКН просит 1,5 млрд руб.
Всего в СССР существовало 244 ЛТП, которые были в состоянии принять от 70 тыс. до 100 тыс. пациентов. Сейчас государство фактически не контролирует систему реабилитации. Минздраву подчинено только 18 реабилитационных центров и 88 отделений медико-социальной реабилитации, рассчитанных примерно на 2,5 тыс. коек. Кроме того, в регионах функционируют четыре реабилитационных центра на 240 коек, которые подотчетны местным властям. Существует в РФ и специализированные дневные стационары, в которых насчитывается 543 места. При этом, только по данным за 2013 год, в РФ было зарегистрировано 532 895 потребителей наркотиков. А по неофициальным данным, которые часто приводят в ФСКН, наркозависимых в России больше 5 млн человек.
В отсутствие государственной системы реабилитации, отметил вчера господин Иванов, приоритет в работе с наркозависимыми отдается силовым методам. "Мы переключились на массовое этапирование наркопотребителей в тюрьмы",— говорит он. По его словам, ежегодно к уголовной ответственности привлекаются около 100 тыс. наркоманов за нетяжкие преступления, например за хранение наркотиков без цели сбыта. При этом почти четверть всех заключенных, согласно статистике Федеральной службы исполнения наказаний, попали в колонию за преступления, связанные с хранением или оборотом наркотиков.
Создание государственной системы реабилитации наркозависимых, которая была бы подконтрольна ФСКН, ведомство в разных формах лоббирует уже второй год. Первоначально о возрождении ЛТП в ФСКН не говорили вовсе. В 2013 году в ведомстве предложили создать национальную систему реабилитации наркозависимых. Эта система должны была объединить 500 существующих в стране реабилитационных центров — как частных, так и конфессиональных структур (многие конфессиональные сообщества рассматривают реабилитацию наркозависимых как один из приоритетов своей социальной работы; подробнее см. "Ъ" от 1 июля 2013 года). В ФСКН рассчитывали помочь таким образом до 20 тыс. человек ежегодно. Говорил Виктор Иванов и о необходимости создать целое ведомство, которое бы занималось реабилитацией наркозависимых (см. "Ъ" от 14 июля 2014 года).
Медики к предложению главы ФСКН относятся крайне негативно. По словам нарколога, заведующего кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета Владимира Менделевича, советская система ЛТП ничем по своей сути не отличается от пенитенциарной системы, которую как вид решения проблемы с наркозависимыми критикует сам Виктор Иванов. "Эффективность ЛТП близка к нулю,— уверен господин Менделевич.— Дело в том, что ЛТП базируются на принципе принуждения — туда приводили людей, закрывали их на замок, но не лечили. В итоге они выходили оттуда и продолжали принимать наркотики". По его мнению, реабилитация только тогда дает эффект, когда она построена на принципе добровольно-информированного согласия — "пациент должен хотеть лечиться и знать, как его будут лечить".