Бензин на высшем уровне

Дмитрий Медведев запустил комплекс каталитического крекинга на Кстовском НПЗ

На кстовской площадке ЛУКОЙЛа вчера состоялся пуск второго комплекса каталитического крекинга стоимостью 32 млрд руб. Этот комплекс позволит увеличить объем производства бензинов на заводе на треть — на 1,1 млн, а также удвоить выпуск пропилена. Эксперты отмечают, что спрос на дополнительный объем бензинов на российском рынке будет, но этот объем не повлияет на рыночную стоимость топлива.

В Кстове глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов (слева) и губернатор Валерий Шанцев (в центре) рассказали Дмитрию Медведеву, на сколько возрастет производство бензина «Евро-5»

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Торжественный ввод в промышленную эксплуатацию установки каталитического крекинга вакуумного газойля на ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (Кстовский НПЗ), еще летом начавшей отгрузку продукции, был приурочен к приезду премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который вчера провел на заводе совещание по модернизации российских НПЗ (подробнее — см. «Контекст»). Пуск нового комплекса позволит компании увеличить производство автобензинов пятого экологического класса («Евро-5») на кстовской площадке на треть — на 1,1 млн т (сейчас завод ежегодно выпускает порядка 3 млн т в год). Кроме того, теперь НПЗ сможет вдвое увеличить производство пропилена, являющегося сырьем для нефтехимии, — до 300 тыс. т в год.

Строительство второго комплекса каткрекинга вакуумного газойля на кстовской площадке ЛУКОЙЛа началось в 2010 году сразу после пуска первого такого комплекса, который позволил предприятию перейти на выпуск автомобильного бензина «Евро-5» и увеличить производство бензинов на 1 млн т. Изначально предполагалось, что вторая установка каткрекинга обеспечит выпуск 1,4 млн т автобензина класса «Евро-4» и «Евро-5» и свыше 400 тыс. т дизельного топлива. Но с 2012 года предприятие перешло на выпуск бензинов только по стандарту «Евро-5». Инвестиции ЛУКОЙЛа во вторую установку составили около 32 млрд руб. Компания получила региональную господдержку: по инвестсоглашению с областным правительством заводу предоставили 1 млрд руб. налоговых льгот до 2020 года.

«Открытие этого Нижегородского НПЗ ЛУКОЙЛа — важное свидетельство того, что постепенно реализуются существующие планы по модернизации нефтеперерабатывающих производств», — заявил на церемонии Дмитрий Медведев. ЛУКОЙЛ исполнил свои обязательства, предусмотренные четырехсторонним соглашением между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, прокомментировали запуск нового производства в самой компании.

Установка каталитического крекинга позволит ЛУКОЙЛу производить дополнительный объем бензина вместо низкомаржинального вакуумного газойля и изменит баланс спроса и предложения на рынке автомобильных бензинов, но не окажет значительного влияния на оптовые цены газомоторного топлива на рынке, полагает аналитик Ernst&Young Денис Борисов. «Спрос и предложение бензинов в России балансируют на тонкой грани, потому что в стране производится примерно столько же бензина, сколько потребляется. Ввод новой установки позволит сместить баланс в сторону предложения, но цена на бензин зависит от нескольких факторов, в том числе внешних, поэтому дополнительные объемы незначительно скажутся на оптовой стоимости бензина на рынке», — полагает господин Борисов. При этом, по мнению эксперта, рост экономики в долгосрочной перспективе приведет к росту потребления бензина, поэтому пуск новой установки своевременен. Что касается качества бензина, то в большей степени на этот показатель окажет влияние запуск установки изомеризации на Кстовском НПЗ, считает аналитик.

Дополнительный объем бензина, который поступит на рынок с вводом комплекса каткрекинга, будет востребован и потому, что с продолжением налогового маневра поставки бензина из Беларуси, скорее всего, продолжат снижаться, отмечает директор по развитию бизнеса «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. «Сейчас в России производится ежегодно 38–39 млн т бензина и лишь около 85% из них — по стандарту „Евро-5“. Новая установка открывается своевременно. Рисков у ЛУКОЙЛа здесь нет, а продление на полгода периода обращения бензина стандарта „Евро-4“ в России никак не скажется на новой установке каткрекинга», — отмечает господин Турукалов, добавляя, что сложности могут возникнуть у тех компаний, которые будут модернизировать свои НПЗ последними.

Анна Павлова

Вся лента