Крупным по мелкому
«Невада» получила контроль над сетью «Калинка»
Как стало известно „Ъ“, группа компаний «Невада», обеспечивающая около 10% оборота розничной торговли в стартовом для нее Хабаровском крае и вышедшая на рынки двух соседних субъектов РФ, приобрела контроль над сетью продуктового ритейла «Калинка» (19 одноименных магазинов). Параметры сделки не раскрываются, бренд должен сохраниться. «Невада» оптимизирует операционные затраты за счет развитой логистики, полагают на рынке. Сделка прошла на фоне обсуждения опустевших прилавков другого игрока — сети Super Good, но там сворачивание бизнеса отрицают. Мелкие игроки поглощаются более крупными по всей стране, говорят эксперты.
О том, что хабаровская сеть продуктового ритейла «Калинка» продана группе компаний «Невада», сообщил „Ъ“ директор торговой сети Сергей Кормило. По словам господина Кормило, сделка совершена еще в августе. Ее параметры и подробности он обсуждать отказался, уточнив лишь, что «Калинка» вошла в сеть мини-маркетов «Раз-два». Руководитель направления по связям с общественностью и корпоративной культуре «Невады» Ольга Егорова подтвердила „Ъ“, что выкуплены все 19 магазинов «Калинка», которые продолжают работать, но будут модернизироваться. Параметры сделки в «Неваде» также не раскрывают. Бренд «Калинка», уверяют там, сохранится.
Структура ГК «Невада», как и «Калинки», сложная. У «Невады» 16 гипермаркетов (торговая марка «Самбери») в Хабаровском, Приморском краях и ЕАО, а также сеть из 40 мини-маркетов «Раз-два». Суммарный оборот — 31 млрд руб. за прошлый год. Оптовые и розничные продажи группы разведены по разным юрлицам. Главному бенефициару ГК Юрию Егорову только в Хабаровском крае, по данным Kartoteka.ru, принадлежат доли в 41 ООО, занимающимся торговлей. 22,9 млрд руб. оборота пришлось на системообразующее для ГК по опту ООО «Невада-восток». Обороты крупнейших гипермаркетов, по косвенным данным,— до 4,5 млрд руб. в год.
Совладельцами торговых ООО по адресам магазинов сети «Калинка», по данным Kartoteka.ru, как правило, выступали хабаровские предприниматели Александр Марков (по 30%) и Олег Якушков (по 70%). Александр Марков — собственник и глава ООО «Компания АЮСС», крупнейшего дистрибьютора парфюмерии на Дальнем Востоке (оборот за прошлый год — 4 млрд руб.). Сама сеть «Калинка» своих конечных бенефициаров и суммарные обороты никогда не раскрывала. Годовая выручка принадлежавшего господам Якушкову и Маркову и возглавляемого Сергеем Кормило ООО «Ронис», расположенного по адресу Шеронова, 7 (первый магазин сети «Калинка») — 947,5 млн руб.
Весь оборот розничной торговли в Хабаровском крае за первое полугодие 2015 года составил 12,44 млрд руб., доля оборота торговых сетей в общем обороте розничной торговли — 21,82% (данные Росстата). По данным участников рынка, на гипермаркеты «Самбери» приходится порядка 10% от оборота розницы в регионе, на «Калинку» — «едва ли процент». «Масштаб игроков разный, розница каждого гипермаркета „Невады“ по обороту на порядок выше „Калинки“. Но сделка логична, особенно если устоявшийся бренд сохранится. У „Невады“ большие планы по развитию логистических комплексов, в том числе в территориях опережающего развития. Она сможет оптимизировать операционные издержки „Калинки“ хотя бы за счет этого»,— рассуждает собеседник „Ъ“ в ритейле.
Примечательно, что на прошлой неделе СМИ стали активно обсуждать будущее другого местного игрока продуктового ритейла — гипермаркетов Super Good: в одном из магазинов появились опустевшие прилавки, а его кассиры заявили, что центр к Новому году закроется. Сеть контролирует ООО «Димарт», принадлежащее своему гендиректору Ирине Диденко, выручка компании за 2014 год — 3,48 млрд руб.
В «Димарте», впрочем, сведения о скором закрытии „Ъ“ опровергли. «Сейчас непростая макроэкономическая ситуация, мелкая розница закрывается, не выдерживая конкуренции с сетями. Крупные сети, держа на полках большой товарный запас, находятся в условиях ограниченного финансирования», — заявила исполнительный директор сети Super Good Светлана Смирнова. «В течение следующего квартала ситуация стабилизируется и товар в полном объеме появится на полках», — сказала она.
Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, крупные федеральные сети на текущий момент не сокращают количество своих магазинов, но рынок постепенно консолидируется за счет ухода с рынка мелких сетей, отмечает эксперт ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. «Сеть Super Good состоит всего из 5 магазинов. Вряд ли ее можно считать даже средним игроком на местном рынке»,— рассуждает он. В случае закрытия точек Super Good непосредственно магазины с товарными остатками для крупных игроков не представляют интереса, считает эксперт, но речь может идти о переуступке прав аренды или продаже площадей.