Сладкая красота
Василий Миловидов о «Молодости» Паоло Соррентино
В прокат выходит «Молодость» Паоло Соррентино — очередной фильм итальянского любимца про великую красоту, в которой он, кажется, все-таки ничего не понимает
Роскошный санаторий в Альпах. Здесь поправляет здоровье престарелый композитор и дирижер Фред (Майкл Кейн), давно отошедший от дел и всячески отнекивающийся от предложения взамен на рыцарство исполнить перед Елизаветой и Филиппом свое самое известное (читай — попсовое) произведение. С ним его дочка и по совместительству личный ассистент (Рейчел Вайс), у которой не все ладно в личной жизни и сложное отношение к отцу. Здесь же старый друг композитора — давно вышедший в тираж киноклассик Мик (Харви Кейтель), дописывающий вместе с выводком учеников-хипстеров сценарий своего нового (главного!) фильма, а с Фредом обменивающийся шутками про мочеиспускание и воспоминаниями о былых интрижках. В санатории Фред заводит себе и нового друга — молодого голливудского актера (Пол Дано), который приехал сюда готовиться к роли и томно страдать из-за своей популярности в качестве звезды идиотского фантастического блокбастера про роботов. Окружает всех их еще полтора десятка эксцентричных постояльцев и работников.
Паоло Соррентино, постоянный участник Каннского фестиваля и обладатель "Оскара", числится главным итальянским режиссером последних лет, когда итальянское кино едва представлено на мировой арене. "Молодость" — второй его англоязычный фильм — произведение, хоть и чуть меньших масштабов, чем самые признанные его вещи вроде "Великой красоты" и "Великолепного", но, кажется, и самое популистское.
Альфред Хичкок как-то сказал, что многие фильмы похожи на куски жизни, а его — на куски торта. Соррентино эта метафора подходит в разы больше. Его фильмы кажутся огромными, хитроумно испеченными тортами, которыми лучше любоваться, потому что на вкус они слишком сладкие. В "Молодости" — фильме о старости — декаденту Соррентино мило глазу абсолютно все: юное и дряхлое, тела большие и малые, Мисс Вселенная и Гитлер. Почти все объекты фильма помещены в глянцевую глазурь вне зависимости от их содержания.
В интонации Соррентино всегда присутствовала большая доля издевки и сарказма, которые не позволяли в полной мере ощутить ее приторность
Соррентино — с его избыточностью и тягой к телесному — часто записывают в наследники Феллини, но тот всегда оставался в душе неореалистом и в его фильмах всегда было намного больше бардака и разнообразия палитры, тех самых кусков жизни. Сюжет о неразрывной связи старости и молодости развивается у Соррентино в фантастическом мире, в котором композитор не похож на композитора, режиссер на режиссера, актер на актера. Их всех задорно и остроумно играют замечательные артисты, но разыгрывают они крайне сентиментальную пьеску. Майкл Кейн — явно выступающий здесь англоязычной заменой Тони Сервилло, любимого актера Соррентино,— способен исполнять такие роли, заснув с открытыми глазами. Харви Кейтель порхает по экрану, что сейчас редко увидишь. Пол Дано привычно раздражает, но находит для этого какие-то новые краски сразу в двух ролях. Все они, к сожалению, вынуждены играть вычурную ерунду (больше всех достается Джейн Фонде в пятиминутном камео).
В интонации Соррентино всегда присутствовала большая доля издевки и сарказма, которые не позволяли в полной мере ощутить ее приторность. В "Молодости" есть немало едких шуток, которые вроде как должны задеть какой-то нерв, но в итоге все они остаются лишь шутками и на первый план всегда выходит красивая подсветка.
Говоря начистоту, больше всего "Молодость" похожа на гимн пошлости — не смелой и трансгрессивной, а низовой и банальной. Простым песенкам, дурацким шуткам, приятным глазу картинкам и вульгарным фразам. И кажется, Соррентино считает все это основополагающими элементами большого стиля.
В прокате с 22 октября