«Идея о разделении РЖД выглядит странно»
Программа «Pro и Contra»
В правительстве предлагают разделить РЖД на две компании. Инициативу озвучил директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон. В ведомстве предлагают разделить РЖД на инфраструктурную и локомотивную компании. В МЭРе считают, что это позволит сделать работу монополии более прозрачной и вскрыть всю существующую неэффективность. Ведущий «Коммерсантъ FM» Анатолий Кузичев обсудил тему с главой исследовательского агентства Infranews Алексеем Безбородовым и старшим аналитиком ИФК «Метрополь» Андреем Рожковым в рамках программы «Pro и Contra».
Алексей Безбородов: «Это слишком поспешное решение. Оно достаточно странно выглядит на фоне отсутствующей реформы тарифообразования внутри РЖД, отсутствия завершенной текущей реформы и массы других прозрачных, понятных процессов, которые есть в РЖД. Просто разделить на две темные компании, а потом добиваться некой прозрачности — на мой взгляд, это неэффективный путь. Вначале надо добиться прозрачности, а потом делить, если уж какие-то идеи по делению есть. Но эта идея по делению не имеет аналогов в мире и, вообще, на мой взгляд, будет неэффективной. На мой скромный взгляд, лоббистские группы, которые сегодня просто тестируют нового руководителя РЖД, просто послали этого невысокого уровня чиновника потыкать палочкой, чтобы проверить живой или неживой. Никакой реальной подоплеки, никаких реальных просчетов ни у МЭР, ни у кого-то еще по поводу выделения локомотивов в отдельную компанию не существует».
Андрей Рожков: «Идея разделения РЖД на локомотивную и инфраструктурную составляющие предусматривалась теми реформами, которые были запущены после преобразования МПС в РЖД. При здравом подходе они могли бы дать определенный результат. Но сейчас момент не совсем подходящий, учитывая то, что многие моменты остаются неконкурентными. В таких условиях делить компанию, наверное, не совсем корректно. Думаю, что смена руководства РЖД инициировала процесс, который несколько затормозился пару лет назад, по либерализации рынка локомотивной тяги. Думаю, что определенные игроки на этом рынке очень хотели бы либерализации локомотивов, особенно тех сегментов, где перевозки достаточно доходны. Есть определенные лоббисты, и они хотят либерализации. Мне кажется, РЖД пока к этому не готова».