«Биология – наука с колоссальным практическим и фундаментальным смыслом»
Артем Оганов о значении биологии: «Биология до недавнего времени была даже не совсем даже научной дисциплиной. Совсем недавно мы изучали, что есть растения, есть животные, есть приматы, есть кошки, мышки, медузы. Зоология часто была предметом язвительных шуток, что это архивное знание, это каталог, это не есть наука. Наукой это стало, когда люди стали изучать эволюционные пути развития организмов, когда люди получили возможность математического моделирования, когда люди получили возможность расшифровки генома. Сейчас эта область развивается бешеными темпами. Биохимия, молекулярная биология сделали биологию не просто наукой, которая революционно развивается, наукой с колоссальным практическим и фундаментальным смыслом. Мы можем понять, как мы работаем, как мы функционируем. Мы можем понять, почему мы болеем или не болеем, как быть здоровыми, как прожить долго. Может быть, лекарство от старости будет найдено. Мы можем предугадывать болезни, мы получаем возможность их лечить на молекулярном, на генном уровне».
О практическом значении кристаллографии: «С помощью моей науки появилась возможность изобретать новые материалы на компьютере в короткие сроки. Причем материалы, которые обладают наилучшими из всех возможных свойств, заданными свойствами. То есть вам нужен материал, который обладает строго определенными характеристиками, например, самая высокая твердость. С помощью существующих методов, которые, кстати, я и разработал, можно найти самый лучший из всех возможных материалов для определенной цели, то есть лучше материала вы никогда не найдете».
О том, считает ли он себя русским ученым: «Лично я уже год назад вернулся в Россию. Я сейчас работаю в Сколковском институте науки и технологий и в МФТИ, поэтому тут с какой стороны ни посмотрите, я российский ученый. Год назад я работал в Америке, но я всегда себя считал именно российским ученым. Почему? Я всегда себя считал россиянином, потому что по культуре, по взгляду на мир, по философии, по языку я, конечно, россиянин. Этнически, кстати, я не русский: моя мама — еврейка, мой отец — армянин, а по вере я католик. Но по культуре я россиянин, и я очень этим горжусь. Вы же не можете родиться заново и принять какую-то другую культуру. Я россиянин, потому что мама в детстве мне пела песни на русском языке, я вдыхал в себя наше российское общество, которое сформировало мой взгляд на мир. Людям с русской культурой есть чем гордиться. Русская культура — великая культура, и ей надо гордиться. Мне здесь безумно нравится».