АвтоВАЗ проверяет запчасти
Компания нашла проблемы у своего поставщика в преддверии его покупки
Проверка предприятий холдинга «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) выявила «проблемы в конкурентоспособности группы». Об этом сообщил АвтоВАЗ, который весной этого года подписал меморандум с корпорацией «Оборонпром» о покупке холдинга. По мнению экспертов, такие заявления АвтоВАЗ делает для того, чтобы снизить стоимость будущей сделки.
АвтоВАЗ в ходе проведения процедуры due diligence на предприятиях холдинга «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) выявил «проблемы в конкурентоспособности группы». Об этом „Ъ“ сообщили в пресс-центре автопроизводителя.
«Средний возраст оборудования превышает 20 лет, деятельность слабо диверсифицирована. За 2014 год убыток ОАТ составил около 700 млн руб., а 60 % заказов выполняется в рамках контрактов с АвтоВАЗом. В прошлом году ОАТ более чем на треть повысили цены на продукцию для АвтоВАЗа, что обошлось компании в дополнительные 2,1 млрд рублей. По нашим оценкам, только половина этого повышения может быть объяснена», — уточнили в пресс-центре АвтоВАЗа.
Напомним, 23 марта между корпорацией «Оборонпром» (собственник «Объединенных автомобильных технологий», входит в ГК «Ростех». — „Ъ“) и АвтоВАЗом был подписан меморандум об основных условиях сделки по продаже автопроизводителю холдинга ОАТ. Условия, параметры и сумму будущей сделки стороны не раскрывают. Однако ранее ряд федеральных СМИ со ссылкой на гендиректора ОАТ Василия Лапотько сообщали, что АвтоВАЗу перейдут все активы холдинга, а структура сделки будет определена после проведения процедуры due diligence, которая займет три-пять месяцев. По одному из вариантов сделка будет безденежной: АвтоВАЗ передаст «Ростеху» беспроцентные векселя со сроком погашения в 2032 году. Ранее также сообщалось, что сделка будет завершена до конца года.
ОАО «Объединенные автомобильные технологии» — крупнейшее объединение производителей автокомпонентов в России, а также крупнейший поставщик АвтоВАЗа. В группу входят 15 предприятий в Самарской, Ульяновской, Владимирской, Пензенской и Рязанской областях, которые производят более 4 тыс. наименований продукции для российских и иностранных автоконцернов. Согласно списку аффилированных лиц от 31 декабря 2014 года, 100 % ОАО «ОАТ» принадлежит ООО «Промышленный холдинг „Автокомпоненты“», которое является 100 % «дочкой» корпорации «Оборонпром». Последняя, в свою очередь, входит в ГК «Ростех».
На АвтоВАЗе также напоминают, что кредитная линия, открытая автопроизводителем для своего поставщика с октября 2014 года, составила 3,1 млрд руб. «Однако это не изменило качество работы ОАТ и вылилось в потенциальные угрозы срыва поставок комплектующих», — сообщили в пресс-центре АвтоВАЗа, добавив, что «в этой ситуации акционеры ОАТ были вынуждены сменить менеджмент группы компаний». Напомним, в конце марта было объявлено о смене управляющей команды холдинга, новым гендиректором стал менеджер ГК «Ростех» Василий Лапотько, сменив на этом посту Михаила Кучинского. «Новая команда управленцев уже за первые месяцы работы значительно оздоровила деятельность предприятия: несмотря на общее падение автомобильного рынка России на 37 %, группа ОАТ на 40 % повысила поставки продукции на вторичный рынок», — утверждают в пресс-центре АвтоВАЗа.
В пресс-центре АвтоВАЗа „Ъ“ также сообщили, что автопроизводитель не отказывается от сделки по покупке ОАТ, в настоящий момент процедура due diligence на предприятиях группы продолжается. «Сейчас менеджмент ОАТ готовит план глубокой реструктуризации группы компаний и совместно с АвтоВАЗом прорабатывает детали дальнейшей деятельности. О завершении комплексной проверки и финансовом состоянии группы ОАТ будет сообщено дополнительно», — сказали в пресс-центре АвтоВАЗа.
По словам Владимира Беспалова из «ВТБ Капитал», в стоимость будущей сделки войдут «те инвестиции, которые потребуются АвтоВАЗу для того, чтобы улучшить экономику предприятий группы». «Наверняка АвтоВАЗ делает такое заявление в преддверие сделки, чтобы оказать давление на цену и в конце концов купить актив немного дешевле. Любое исследование такого рода субъективно, найти «проблемы с конкурентоспособностью» можно у любого производителя, особенно у такого, у которого долгое время был один единственный крупный покупатель. Этот аргумент даст АвтоВАЗу возможность торговаться о цене», — добавляет руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа.
В то же время, по его мнению, АвтоВАЗ заинтересован как можно быстрее получить контроль над поставщиком автокомпонентов для того, чтобы «бесперебойно обеспечивать свой конвейер». «Его (холдинг ОАТ. — „Ъ“) действительно губит отсутствие конкуренции, но в этом виноват не только сам производитель, но и государственная политика в отрасли автомобилестроения в целом, и политика заградительных пошлин на автомобили. В рамках реструктуризации ОАТ наверняка будут сокращения рабочих мест, привлечение новой управленческой команды взамен старой, которая почти полностью ушла», — рассуждает господин Кипа.
АвтоВАЗ не в первый раз может стать владельцем ОАТ. В 2010 году он купил холдинг у «Тройки Диалог», которая, в свою очередь, приобрела эти активы у группы «СОК», однако в 2012 году тольяттинский автопроизводитель избавился от непрофильного бизнеса. Добавим также, что в мае АвтоВАЗ планировал выкупить мощности еще одного своего поставщика — ОАО «АвтоВАЗагрегат», но сделка так и не состоялась, так как компания «нарушила обязательства по поставкам». По неофициальным данным, причиной стало то, что кредиторская задолженность поставщика выросла в несколько раз (по итогам 2014 года она по РСБУ составляла 1,37 млрд руб. против 888,26 млн руб. годом ранее).
В пресс-службе ОАТ ситуацию не стали комментировать, так как «группа выступает объектом сделки». В ГК «Ростех» на запрос „Ъ“ не ответили.