Солода хлебнувшие
Пивовары просят их временно не госрегулировать
Пивовары попросят главу Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна и вице-премьера Александра Хлопонина установить мораторий на госрегулирование отрасли на два-три года. Ограничения, которые были введены в отношении индустрии за последние семь лет, привели к сокращению российского рынка на 35% и закрытию более десятка заводов, утверждают производители.
О необходимости ввести мораторий на госрегулирование пивной отрасли заявил вчера председатель совета Союза российских пивоваров (СРП) Андрей Губка. Выступая на Евразийском пивоваренном форуме, организованном газетой "Ведомости", он высказал предложение в течение двух-трех лет "заморозить" регуляторные процессы, чтобы за это время оценить действие уже введенных изменений. Представитель "САН Инбев" (российская "дочка" Anheuser-Busch InBev) Ораз Дурдыев уточнил "Ъ", что предложение о введение моратория пивовары обнародуют на ближайшей встрече с главой Росалкогольрегулирования (РАР) Игорем Чуяном и на заседании правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка у вице-премьера Александра Хлопонина, которое пройдет 20 октября. Пресс-секретарь господина Хлопонина Наталья Платонова подтвердила, что комиссия состоится в эту дату. В РАР комментировать идею моратория не стали до получения соответствующего предложения.
Как напомнил господин Губка, до 2007 года рынок пива в России стремительно рос: начиная с 1993 года его объем увеличился с 218 млн до 1,15 млрд дал. Однако начавшееся потом ужесточение регулирования — увеличение акциза с 3 до 18 руб. за литр, ограничения рекламы, запрет ночных продаж и полный запрет на продажи в киосках — стало причиной сокращения рынка: в 2014 году производство пива, по Росстату, было уже 816 млн дал. По оценке гендиректора Московской пивоваренной компании (МПК) Игоря Дементьева, с 2008 до конца 2015 года рынок снизится на 35% — до 700-750 млн дал.
За это время, отметил господин Дементьев, закрылись 11 заводов, в которые было инвестировано более $2 млрд, мощности закрытых предприятий превышали 300 млн дал.
Сейчас пивовары беспокоятся, что продолжающееся ужесточение регулирования вызовет дальнейшее снижение рынка. Так, прогнозирует глава МПК, рост акциза в следующем году с 18 до 20 руб. за литр приведет к падению рынка еще на 10%: в этом случае сбор акциза не увеличится, а останется на уровне 2015 года — 135 млрд руб. Летом этого года производители пива уже предлагали заморозить акциз на следующий год по аналогии с крепким алкоголем, акциз на который не меняется с 2014 года (см. "Ъ" от 8 июля). Другой проблемой пивоваров остаются планы властей фактически запретить им использование ПЭТ-тары, ограничив ее допустимый объемом 0,5 л (сейчас в ПЭТ продается около 50% пива в России). Законопроект, вводящий данное ограничение, одобрен Госдумой в первом чтении в 2014 году. Между тем 3 сентября текущего года глава комитета по экономической политике Госдумы Анатолий Аксаков направил в аппарат правительства доработанную ко второму чтению редакцию законопроекта (есть у "Ъ"), где вместо ограничения ПЭТ-тары до 0,5 л указано ограничение до 1,5 л. Также пивовары выступают против введения лицензирования производств.
Еще одним предложением, обнародованным вчера СРП, стало создание отдельного законодательства для пивной отрасли, которая, как и весь остальной алкоголь, сейчас регулируется 171-ФЗ ("О госрегулировании производства и оборота алкоголя"). "Как и вино, для которого правительство готово предусмотреть раздельное регулирование, пиво является продуктом естественного брожения и, поскольку производится здесь полностью из российского ячменя, может быть отнесено к сельхозпродукции",— говорит господин Дурдыев. Против такой идеи выступает Союз производителей алкогольной продукции (объединяет крупнейших производителей водки — Roust, "Синергия", Алкогольная сибирская группа и др.). По словам его председателя правления Дмитрия Доброва, подход к регулированию всей продукции, содержащей этиловый спирт, должен осуществляться единообразно, в рамках одного базового нормативного документа. "Дробление 171-ФЗ по видам продукции — это путь в никуда. Сначала — закон о пиве, потом закон о вине. Потом мы плавно дойдем до закона о трехзвездочном коньяке и об односолодовом виски",— иронизирует господин Добров.