Проходя — проходи
Госсовету предлагают отменить запрет на проведение шествий мимо госучреждений
Центр Казани может снова стать свободным для проведения шествий и демонстраций. Коммунисты в Госсовете Татарстана предлагают снять ограничения на проведение этих мероприятий вблизи зданий госорганов, образовательных и медицинских учреждений. Соответствующий законопроект поступил в парламент. При этом митинги и собрания у госучреждений по-прежнему будут запрещены. Коммунисты рассчитывают таким образом «исполнить» решение Конституционного суда (КС) Татарстана, который посчитал возможным проводить шествия и демонстрации там, где они сейчас не проводятся.
Проект изменений татарстанского закона о митингах (текст имеется в распоряжении „Ъ“) направил в Госсовет республики депутат от КПРФ Артем Прокофьев. Поправки касаются «наиболее деструктивного», как сказано в пояснительной записке, положения закона, которое запрещает проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации в радиусе 50 метров от прокуратуры, консульств, учреждений образования, здравоохранения и культовых сооружений, а также зданий, которые занимают органы государственной власти. Артем Прокофьев предлагает сохранить это ограничение только для собраний и митингов. Маршруты шествий и демонстраций, согласно законопроекту, могут проходить мимо госучреждений и иных зданий.
Данный проект, как пояснил „Ъ“ его автор, внесен «в исполнение решения Конституционного суда Татарстана», который весной этого года рассматривал жалобу КПРФ. Партийцы считали, что ограничения, установленные законом, противоречат ст. 43 Конституции республики, согласно которой ее жители «имеют право в соответствии с законом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Тогда КС признал закон конституционным, однако в своем постановлении указал, что возможно «совершенствование» оспариваемого закона. В частности, КС предложил «дифференцированный подход» к регулированию порядка «отдельных форм публичных мероприятий», которые могут проводиться в местах, где в настоящий момент законодательно запрещены. Суд отметил, что демонстрации и шествия не предполагают нахождения их участников в одном месте длительное время, в том числе возле госучреждений, прокуратуры и т. д. При этом специально отведенные места, определенные в Татарстане для публичных мероприятий, «не рассчитаны на проведение демонстраций и шествий».
Артем Прокофьев рассчитывал, что такие изменения в закон, предполагающие «дифференцированный подход» к проведению публичных мероприятий, внесет комитет Госсовета по законности и правопорядку, который разрабатывал документ. Однако, по словам коммуниста, в комитете «проигнорировали» решение КС. Отметим, что ранее КПРФ трижды предлагала свои изменения по смягчению действующего закона, поскольку партийцы не могли согласовать шествия в центре Казани. Госсовет отклонял поправки коммунистов, мотивируя отказы тем, что кто-то из участников публичных акций может закинуть камни в окно госучреждения, и опасаясь событий, подобных украинскому Майдану. В КПРФ же настаивают, что в Татарстане «самый суровый закон» о митингах и шествиях (например, в Москве и Санкт-Петербурге запретные зоны в 50 метров от госучреждений отсутствуют). «Он не позволяет провести мирно шествия в крупных городах республики. Ситуация вопиющая», — говорит Артем Прокофьев. В то же время сами власти, по его словам, вынуждены игнорировать закон. Например, 30 апреля в Казани проходил марш студентов по улице Кремлевская, на которой находятся мэрия, прокуратура Татарстана и корпуса Казанского федерального университета.
Добавим, законопроект Артема Прокофьева не отменяет для шествий ряд других ограничений, предусмотренных законом (запрет проводить подобные мероприятия в радиусе 500 метров от объектов жизнеобеспечения и военных объектов, в радиусе 200 метров — от автобусных, железнодорожных, речных вокзалов и аэропортов).
Зампред комитета Госсовета по законности и правопорядку единоросс Рафил Нугуманов затруднился прогнозировать, как поступят с новым законопроектом его однопартийцы («Единая Россия» контролирует более 90% мест в парламенте). «Что-то интересное в этом предложении есть. Но пока сложно сказать, каким может быть решение», — сказал он „Ъ“. Он вспомнил 90-е, когда во время шествий «буянили ребята из „Азатлык“ и мы (тогда господин Нугуманов работал в МВД. — „Ъ“) чуть ли не силу применяли». Сейчас же, по его словам, время «мирное, никаких проблем нет»: «Эти же ограничения для всех. У нас же и „Единая Россия“ — правящая партия не может проводить шествия». Он предположил, что некоторое смягчение закона, «с оговоркой», возможно.