Импортозамещение печатными буквами

СМИ, которые получают финансирование из-за рубежа, должны будут уведомить об этом Роскомнадзор. Такой законопроект, по данным газеты «Коммерсантъ», был внесен в Госдуму. Потребители информации должны знать о подобных сделках, уверен независимый аналитик Александр Клюкин.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Как сообщают из Госдумы, туда поступил на этой неделе любопытный законопроект, посвященный, если можно так выразиться, импортозамещению в средствах массовой информации. Показательно, что предлагает его не правящая партия, а соавторы от думской оппозиции — по одному депутату от «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ. Суть законопроекта, предлагающего поправки к законам о СМИ и Кодексу об административных правонарушениях, в том, что средства массовой информации, получающие финансирование из-за рубежа, обязаны уведомлять об этом Роспотребнадзор. Иначе их будут штрафовать, а в случае рецидивных нарушений – закрывать.

Речь здесь, заметим, не об ограничении или запрете, а наоборот, об информационной открытости. Потребитель, т.е. читатель, имеет право знать, с чем он имеет дело, кто, так сказать, заказывает музыку. При этом законопроект не касается средств, получаемых СМИ от учредителей, доходов от рекламы, не относится он и к блогерам, и к представительствам иностранных СМИ в России. Ведь не так давно уже принимался закон об ограничении иностранного владения нашими СМИ, вводился долевой порог в 20%. И что, этот закон не работает?

Инициаторы законопроекта говорят, что, оказывается, методы обхода этого ограничения уже придуманы – с помощью схемы, похожей на представительство по франшизе. И уже даже чуть ли не районные и городские газеты скупают на иностранные деньги, которые формально не иностранные.

Новую поправку, по мнению авторов, обойти будет сложнее: выдать скрытое финансирование «из-за бугра», например, за рекламу, не удастся, потому что рекламные расценки известны, а рекламные договоры можно отследить и проверить их исполнение.

Законопроект у некоторых экспертов вызывает юридические вопросы: СМИ — это ведь еще и хозяйствующие субъекты, с одних, выходит, будут требовать особую отчетность и штрафовать за ее отсутствие, с других – нет.

В целом же эта инициатива напоминает рассказы о курьезных законах ряда американских штатов, которые предписывают преступнику заранее предупреждать власти или будущую жертву о своих криминальных намерениях. Понятно, что ни один преступник этого делать не станет, но если попадается – ему предъявляют дополнительное обвинение по этому закону, увеличивающее наказание. Так, скорее всего, будет и у нас — СМИ вряд станут извещать о зарубежном финансировании добровольно, но если это дело вскроется, то вот и закон наготове.

Главная проблема, боюсь, все же в другом. На новую схему контроля всегда найдется новая схема обхода. Финансирование «из-за бугра» из официального может стать неофициальным или вообще пойти по личным и персональным каналам – такие схемы хорошо известны еще со времен Бориса Березовского. Дело ведь не в отсутствии контроля, а в отсутствии общественного мнения, которое само, без помощи Роспотребнадзора, отторгало бы антироссийскую пропаганду, делало бы ее носителей, извините за выражение, «нерукопожатными». А общественное мнение — инструмент тонкий, его не создашь законопроектами.

Вся лента