«Мы движемся к советскому абсурду, когда засекречено было буквально все»
Законопроект по закрытию сведений о собственниках недвижимости, земли, судов и самолетов, с которым согласилась правительственная комиссия, ударяет по интересам 111 млн российских избирателей и хотя бы поэтому не должен быть принят, считает журналист Виктор Лошак.
Давно газеты так болезненно и единодушно не реагировали на проект законодательного акта, как на тот, что предложен ФСБ. Могущественная служба предлагает закрыть сведения пяти реестров: прав на недвижимость, судового реестра, реестра арендованных иностранных судов, кадастра недвижимости и прав на воздушные суда. Конечно, все сетуют, что секретность информации о владельцах земли и недвижимости крайне осложнит сам процесс покупки-продажи домов, земли и квартир. Сделки с собственностью растянутся во времени, будут чреваты появлением не очевидных без знакомства с реестрами обременений.
Только-только общество проглотило болезненное засекречивание военных потерь в мирное время, и вот новое ограничение важной информации. Мы медленно движемся к советскому абсурду, когда засекречено было буквально все, что не хотело увидеть на экранах или прочесть в газетах то или иное ведомство. Став в начале 90-х главным редактором, я сам получил в наследство от предшественника уже не нужную толстую книгу в синем переплете с номером и грифом «для служебного пользования».Это был перечень того, о чем ни писать, ни упоминать было нельзя. Например, под запрет попадали места нереста рыбы или география сборов советских спортивных команд…
Самые злые языки комментируют инициативу контрразведки как ответ на старый скандал с шубохранилищем Якунина. Тогда в медиа оказался план его имения, где, в частности, было и такое помещение. Информацию о ком будет охранять новый законопроект, если его примут, приблизительно ясно, если представить, у кого есть все то, что засекречивается, например, самолеты и яхты. «Ведомости» так и пишут: «Похоже, что одна из целей законопроекта – ограничить доступ к информации об активах определенных лиц». «Коммерсантъ» идет еще дальше: «Законопроект ФСБ – это шаг на два десятилетия назад…произвольное вмешательство по политическим мотивам в работу базовых институтов рынка». Замечу, поддержка такого закона Минэкономикой выглядит крайне странно.
Однако о самом, на мой взгляд, важном. Никто не обратил внимание на то, как предлагаемый закон ущемляет интересы самой многочисленной категории – 111 млн российских избирателей. Во время выборов любого уровня мы имеем право и должны иметь максимум информации о кандидатах, просто чтобы не допустить дорогой ошибки. Информация об имуществе, о соотношении стоимости нажитого с заработками – это как раз то, что может либо поддержать наше решение о выборе, либо изменить его. И тут аргумент авторов закона о том, что данные реестров могут быть «использованы в преступных либо компрометирующих целях» мне кажется не самым сильным. Впрочем, что-то мне подсказывает, что поезд уже ушел…